1.1. Линейный расход топлива

Линейный расход топлива - это величина затрат топлива, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы.

Настоящий документ содержит базовую основу для установления количества горюче-смазочных материалов, расходуемых отечественными и зарубежными спецмашинами при содержании и ремонте автомобильных дорог, а также машинами для механизации работ по удалению твердых бытовых отходов и содержанию зеленого хозяйства городов.

Для машин импортного производства величина удельного расхода топлива принимается в соответствии с данными инструкций по их эксплуатации.

В данном документе по каждой машине, базирующейся на автомобильном шасси, установлены два вида значений расхода топлива: на линейный, включающий в себя расход топлива при перемещении машины со спецоборудованием в снаряженном состоянии, но без технологического груза, и расход топлива на выполнение рабочей операции, в зависимости от назначения машины. В обоих случаях в состав расходуемого топлива не включен его расход на гаражные и иные технические нужды, не связанные с основным рабочим процессом.

Работа машин производится в различных климатических, дорожно-транспортных и иных эксплуатационных условиях, в связи с чем в данном документе предусмотрена система надбавок, корректирующих представленные удельные показатели расхода топлива. Надбавки даны в процентах от общего расхода топлива для конкретной машины за время ее работы в течение заданного времени (смена, сутки и т.п.). Суммарная относительная надбавка к расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:

Д = Д1 + Д2 + Д3 + Д4 + Д5 + Д6, (1)

где:

Д1 - надбавка при работе спецмашин в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега) - до 10%;

Д2 - надбавка на работу спецмашин в зимний период времени. Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0 °C составляет 0,05. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень регионов России и значений установленных для них зимних надбавок представлен в Прил. 2;

Д3 - надбавка для автомобилей, находящихся в длительной эксплуатации: более 5 лет - до 5%; более 8 лет - до 10%;

Д4 - надбавка при работе в городах с большой плотностью населения:

- в городах с населением свыше 3 млн. чел. - до 25%;

- в городах с населением от 1 до 3 млн. чел. - до 20%;

- в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%;

- в городах с населением от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%;

- в городах и поселках городского типа (при наличии на улицах светофоров и знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. - до 5%;

Д5 - надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза (воды, технологического материала и пр.) - до 10%;

Д6 - надбавка к общему расходу топлива для специальных автомобилей (автовышек, автопогрузчиков, ремонтных машин), выполняющих рабочий процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом, - до 20%. Для машин циклического действия, удаляющих собранный смет и загрязнения на свалки (мусоровозы, подметально-уборочные машины, илососы и т.п.), надбавка за каждый цикл разгрузки составляет Д6 = 0,25 л/цикл.

Использование в расчетах указанных надбавок обусловлено спецификой эксплуатации спецмашины в различных условиях, ее конструктивными особенностями и назначением.

Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным руководства по ее эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.

Для машин, на которых установлено специальное оборудование, значение расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейный расход топлива) устанавливается исходя из норм изменения массы спецавтомобиля по формуле:

Hs = HSб + в(GМ - Gб), (2)

где:

НSб - величина расхода топлива на транспортный пробег машины;

в - расход топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем в = 2 л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в = 1,3 л/100 км соответственно;

GM - масса спецмашины конструктивная (с учетом спецоборудования);

Gб - масса базового шасси.