Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31.12.2020 (Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1078).

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1);

способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2);

способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);

способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);

креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7);

способностью применять нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-8);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-12);

способностью использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14);

способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-15);

готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-16);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-17);

способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-18);

способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-19);

способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-20);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-21);

способностью и готовностью приобретать новые знания, используя различные формы обучения, современные образовательные и информационные технологии (ОК-22);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-23);

способностью и готовностью понимать закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-24);

способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, во взаимосвязи с другими социальными институтами (ОК-25);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-26);

способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-27);

способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-28);

способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-29);

способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ОК-30);

способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-31);

способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (ОК-32);

способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-33);

готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-34);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-35);

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации (ОК-36);

готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-37);

способностью актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях (ОК-38);

способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции (ОК-39);

владением методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-40);

способностью и готовностью осознавать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-41);

способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-42);

способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-43);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-44);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-45);

наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-46);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-47);

владением английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие темы (ОК-48);

способностью и готовностью понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-49);

способностью и готовностью понимать проблемы устойчивого развития человека в его взаимосвязи с социальной системой и природной средой и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-50);

владением культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-51);

владением приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-52);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-53);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-54);

готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-55).

Дополнительные общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом профиля основной образовательной программы бакалавриата.

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью и готовностью применять законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области воздушного транспорта, в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-2);

способностью использовать математические, аналитические и численные методы для решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ПК-3);

умением выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

умением использовать основные приемы обработки экспериментальных данных при решении профессиональных задач (ПК-5);

владением авиационным английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на конкретные и связанные с работой темы (ПК-6);

способностью использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач (ПК-7);

готовностью работать с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач (ПК-8);

готовностью работать с информацией, получаемой из различных источников, для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью формулировать профессиональные задачи и находить пути их решения (ПК-10);

владением культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-11);

готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-12);

для эксплуатационно-технологической деятельности:

способностью эксплуатировать аэродромы (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения), специальные средства и технологическое оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов и средств аэродромного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-13);

способностью эксплуатировать авиарепелентное оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств орнитологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-14);

способностью и готовностью эксплуатировать измерительную технику и контрольно-поверочную аппаратуру в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств метрологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-15);

способностью и готовностью эксплуатировать здания и сооружения аэропортов в соответствии с техническими нормами эксплуатации производственных зданий и сооружений, требованиями и правилами производственной санитарии и противопожарной безопасности (ПК-16);

способностью эксплуатировать радиотехническое оборудование и средства связи в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (ПК-17);

способностью эксплуатировать светосигнальное и электротехническое оборудование, средства централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств электросветотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-18);

способностью и готовностью эксплуатировать энергетическое оборудование, электрические и тепловые сети (ПК-19);

способностью эксплуатировать средства приема, хранения, транспортировки, очистки, контроля качества, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочные комплексы и системы заправки воздушных судов (ПК-20);

способностью эксплуатировать технические средства обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты в аэровокзалах и на грузовой территории (ПК-21);

способностью эксплуатировать технические средства оперативного управления производственно-технологической деятельностью подразделений аэропорта, средства механизации и автоматизации при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов и почты (ПК-22);

способностью эксплуатировать аварийно-спасательные и пожарно-технические средства в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-23);

способностью эксплуатировать технические средства и системы обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации систем и средств для выполнения мер авиационной безопасности (ПК-24);

способностью и готовностью осуществлять проверку работоспособности эксплуатируемого оборудования (ПК-25);

способностью и готовностью безопасно эксплуатировать технические системы и объекты (ПК-26);

готовностью осуществлять выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-27);

способностью осуществлять обслуживание аппаратно-программных средств (ПК-28);

готовностью осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса оборудования, профилактические осмотры и текущий ремонт (ПК-29);

готовностью осуществлять приемку и ввод в эксплуатацию объектов аэропорта, технологического оборудования и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-30);

для организационно-управленческой деятельности:

готовностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-31);

готовностью участвовать в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-32);

готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-33);

способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-34);

готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия (ПК-35);

готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды, обеспечению качества работ и услуг (ПК-36);

для производственно-технологической деятельности:

способностью организовать и эффективно осуществлять входной контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов (ПК-37);

готовностью участвовать в организации и проведении производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг (ПК-38);

готовностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-39);

готовностью участвовать в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг (ПК-40);

готовностью участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства (ПК-41);

способностью и готовностью осуществлять текущий и капитальный ремонт летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-42);

способностью организовать и осуществлять контроль за поддержанием в работоспособном состоянии специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-43);

способностью осуществлять оперативную координацию работы специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) при проведении (производстве) аэродромных работ (ПК-44);

способностью и готовностью обеспечивать безопасность движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) на аэродромах (ПК-45);

способностью обеспечивать техническое обслуживание, государственную приемку, наладку и испытания контрольно-измерительных приборов и устройств (ПК-46);

способностью и готовностью обеспечивать и осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт авиарепелентного оборудования аэродромов (ПК-47);

способностью обеспечивать и осуществлять контроль за орнитологической обстановкой в районе аэродрома (ПК-48);

готовностью участвовать в работах по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации производства и систем качества (ПК-49);

способностью проводить метрологическую экспертизу технической и технологической документации (ПК-50);

способностью и готовностью осуществлять метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества (ПК-51);

способностью обеспечивать работы по поверке (калибровке) и ремонту средств измерений (ПК-52);

способностью и готовностью участвовать в реализации мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений (ПК-53);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений аэропортов, обеспечивать и проводить паспортизацию зданий и сооружений (ПК-54);

готовностью осуществлять и обеспечивать материально-техническое снабжение (ПК-55);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт радиотехнического оборудования и средств связи (ПК-56);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт светосигнального оборудования аэродромов, энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей (ПК-57);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, связи и источников электропитания (ПК-58);

способностью обеспечивать и проводить лабораторный и аэродромный контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (ПК-59);

способностью осуществлять оперативный контроль выполнения технологии приема, хранения, транспортировки, перекачки, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-60);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-61);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание пассажиров, осуществлять обработку багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-62);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-63);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных судов на вылет и прилет (ПК-64);

способностью обеспечивать обслуживание пассажирских и почтово-грузовых перевозок воздушным транспортом (ПК-65);

способностью организовывать и обеспечивать загрузку воздушных судов в соответствии с руководством по центровке и загрузке (ПК-66);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния наземной техники, используемой при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-67);

способностью осуществлять оперативный контроль за обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическим графиком (ПК-68);

готовностью реализовывать мероприятия, направленные на повышение уровня культуры обслуживания пассажиров, заказчиков и потребителей почтово-грузовых перевозок (ПК-69);

способностью осуществлять оперативное управление, операционный контроль, оперативное взаимодействие и координацию работ подразделений аэропорта в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-70);

способностью обеспечивать и проводить аварийно-спасательные и противопожарные работы на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-71);

способностью осуществлять контроль за поддержанием в рабочем состоянии аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, специального оборудования и снаряжения (ПК-72);

готовностью участвовать в выполнении аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-73);

способностью и готовностью обеспечивать безопасность полетов воздушных судов (ПК-74);

владением методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов (ПК-75);

готовностью участвовать в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства (ПК-76);

способностью и готовностью обеспечивать авиационную безопасность и предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-77);

владением методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности (ПК-78);

способностью и готовностью грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-79);

способностью организовывать и обеспечивать досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и воздушных судов в соответствии с утвержденными технологиями и картами досмотра (ПК-80);

способностью организовывать и обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах (ПК-81);

способностью организовывать и обеспечивать охрану воздушных судов и объектов аэропорта (ПК-82);

готовностью обеспечивать и проводить мероприятия по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-83);

способностью использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей (ПК-84);

способностью обеспечивать внедрение новых передовых форм и методов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-85);

готовностью реализовывать организационно-технические мероприятия по повышению эксплуатационной надежности объектов обеспечения полетов воздушных судов (ПК-86);

готовностью обеспечивать соответствие технических средств обеспечения полетов воздушных судов государственным сертификационным требованиям (ПК-87);

готовностью осуществлять рекламационно-претензионную работу (ПК-88);

умением составлять заявки на выполнение работ и услуг, оборудование и запасные части, оформлять техническую документацию (ПК-89);

готовностью обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации объектов аэропортов и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-90);

готовностью обслуживать технологическое оборудование (ПК-91);

готовностью выполнять работы по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала (ПК-92);

готовностью выполнять работы по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов с помощью средств вычислительной техники в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации (ПК-93);

способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-94);

владением методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-95);

владением современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-96);

готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов (аэропортов) и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-97);

способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-98);

владением правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (ПК-99);

владением методами организации и обеспечения обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-100);

для научно-исследовательской деятельности:

способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-101);

готовностью участвовать в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов (ПК-102);

готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов (ПК-103);

способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-104);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-105);

готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-106);

способностью проводить измерения и наблюдения (ПК-107);

готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-108);

умением составлять отчет по выполненному заданию, готовностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-109);

готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ (ПК-110);

способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-111);

способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-112);

способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов исследований (ПК-113);

способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при статических и динамических нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-114);

для учебно-методической деятельности:

готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-115);

готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-116);

готовностью участвовать в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик (ПК-117);

готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе (ПК-118).