Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7.7. Стимулирование развития дистанционной торговли

Основными факторами, влияющими на развитие дистанционной торговли, являются:

- степень проникновения недорогого и качественного (широкополосного) доступа в Интернет;

- развитая система почтовой и курьерской доставки;

- большая территория страны и невысокая плотность населения;

- развитие дистанционных технологий;

- развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей;

- защищенность прав потребителей при осуществлении покупок через Интернет;

- рост благосостояния населения.

Оказание влияния на развитие первых двух факторов лежит за пределами данной Стратегии и должно рассматриваться соответствующими министерствами и ведомствами при разработке стратегий по развитию системы коммуникаций в стране.

Значительные расстояния и низкая плотность населения делают мелкие населенные пункты практически не охваченными традиционными форматами торговли. Если в Европе население приобретает товары по каталогу, потому что это удобно, то в России - потому, что другого способа купить товар в маленьком городе зачастую просто нет. Покупательская способность россиян неуклонно растет, но при отсутствии товаров в магазинах маленьких населенных пунктов подчас единственный способ покупки - заказать по почте.

Совершенствуются технологии сбора и обработки заказов, технологии доставки товаров покупателю и способы приема оплаты. Например, интернет-сайт может содержать каталог, обновляющийся в режиме он-лайн, и покупатель всегда будет знать, что есть на складе и чего нет. А заказ по электронной почте или SMS ускоряет получение заказа как минимум вдвое. Все это делает дистанционные покупки удобнее и привлекательнее.

Основными факторами, сдерживающими развитие дистанционной торговли, являются:

несовершенство нормативно-правового регулирования;

недостаточное развитие платежных систем;

недостаточное развитие логистических услуг и нехватка складских помещений.

Необходимо совершенствование нормативного правового регулирования дистанционной торговли, в том числе путем упрощения процедур формирования баз данных клиентов. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предписывает всем компаниям, использующим базы данных, получать согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных.

Обеспечение развитой и надежной системы электронных платежей требует совершенствования законодательства, регулирующего электронные платежи, что позволит снизить степень "серости" этого рынка и защитить права потребителей. В настоящее время подавляющее большинство товаров оплачивается на почте наложенным платежом, что замедляет получение денег компанией-продавцом и делает товар дороже из-за комиссии почты. Развитие банковской и платежной инфраструктур могло бы улучшить эту ситуацию.

Подавляющее большинство товаров доставляется почтой, при этом существенным фактором, снижающим популярность дистанционной торговли, являются сроки доставки товаров. Кроме того, технология работы почты не позволяет гарантировать сохранность хрупкого товара в пути, что накладывает ограничения на ассортимент предлагаемых товаров. Курьерская доставка рентабельна только в крупных городах, а альтернативные операторы требуют за свои услуги слишком высокую плату и все еще не могут конкурировать с Почтой России по охвату территории России.

Определенные проблемы существуют и сфере регулирования деятельности вендинговых компаний.