Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Межрегиональная оптовая торговля

Важную роль играет межрегиональная торговля, поскольку уровень развития производства сильно отличается по регионам, а уровень потребления примерно одинаковый. Причем ситуация различна для продовольственных и непродовольственных товаров. Если производство основных продуктов питания в той или иной степени присутствует во всех регионах, то производство товаров длительного пользования и производственно-технического назначения, как правило, сосредоточено в отдельных регионах.

В сегменте основных продуктов питания многие регионы не в состоянии обеспечить свое население за счет собственных мощностей. Особенно актуально это для северных регионов, где особенности климатических условий не позволяют выращивать многие сельскохозяйственные культуры.

Например, в Чукотском автономно округе и республике Саха (Якутия) доля ввозимых продуктов может достигать 90% и более. С другой стороны южные и некоторые центральные регионы могут обеспечивать этими продуктами население не только внутри регионов, но и жителей соседних регионов.

Производство непродовольственных товаров сконцентрировано в отдельных регионах России, так как в отличие от продуктов питания, непродовольственные товары, как правило, требуют большей специализации производства и обладают гораздо меньшей требовательностью к срокам и условиям доставки. Так в Самарской области расположены крупнейшие заводы по производству транспортных средств и оборудования, в Свердловской области производится сталелитейная продукция, в Республике Татарстан располагается ряд нефтехимических кластеров, в Калининградской области - производство телевизоров и т.д.

При этом потребление товаров этих производств осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно рейтингу стран по индексу эффективности логистики Всемирного Банка российский рынок транспортно-логистических услуг в 2010 году находился на 94 месте (из 155 стран), при этом другие страны из БРИК обладают лучшей логистикой (Бразилия - 41 место, Индия - 47, Китай - 27).

В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, которая имеет лучевое строение, существенная часть товаропотоков идет не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объемы оптовой торговли, приходящейся на душу населения в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.