Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Рис. 33. Меры государственной поддержки развития розничной торговли в ряде зарубежных стран

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ Государственные мероприятия │ Страны, применяющие мероприятия │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Предоставление компаниям │- США (наиболее распространенный способ │

│земли на льготных условиях │ привлечения торговых организаций) │

│ │- Австралия │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Предоставление компаниям │- Индия │

│помощи при развитии │ │

│инфраструктуры │ │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Предоставление отсрочки при │- США │

│выплате налогов на имущество │ │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Налоговые каникулы для компаний│- США (срок может составлять до 5 лет, в │

│ │ зависимости от штата) │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Отсутствие налогов с продаж │- США (Аляска) │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Передача части налоговых │- США (собранные налоги с продаж делятся │

│сборов с продаж розничной │ между Правительством штата и розничными│

│компании │ компаниями) │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Государственные кредиты на │- США │

│развитие розничного бизнеса │- Страны Африки │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Государственные фонды по │- Сингапур │

│развитию и обучению персонала │- США │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Предоставление субсидий на │- Тайвань │

│открытие магазинов по франшизе │ │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│Субсидирование процентных │- США │

│ставок по кредитам │ │

└───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘

Источник: IFAD, National Retail Federation, статья Taipei Times, 2009, Good Jobs First, East-West Gateway, Ведомости.

Рис. 33. Меры государственной поддержки развития розничной

торговли в ряде зарубежных стран

Большая часть из перечисленных возможных мер по стимулированию развития розничной торговли в малонаселенных и отдаленных населенных районах требует от государства финансовых вложений. Учитывая ограниченные финансовые возможности, необходимо, прежде всего, использовать инструменты, которые не требуют прямого государственного финансирования, а предполагают только косвенную поддержку развития торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах, а именно:

- предоставление розничным компаниям земли на льготных условиях или бесплатно;

- включение в условие тендера на получение доступа для розничной компании на привлекательный рынок обязательства открыть магазин на отдаленной и непривлекательной с экономической точки зрения территории;

- предоставление льгот по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам;

- передачу части собранного налога на прибыль организациям розничной торговли.

Для определения оптимального набора инструментов государственного стимулирования развития розничной торговли в малонаселенных и отдаленных территориях необходимо провести классификацию регионов и населенных пунктов по степени экономической привлекательности для розничных компаний.

Укрупнено можно выделить три типа территорий:

- привлекательные для бизнеса - хозяйствующие субъекты могут получить достаточный возврат на инвестированный капитал, открывая торговые предприятия на этих территориях;

- относительно привлекательные - хозяйствующие субъекты могут получать операционную прибыль, но возврат на инвестированный капитал не превышает стоимости капитала для розничных компаний;

- непривлекательные - в нормальных условиях (без специальных льгот) хозяйствующие субъекты не могут получать операционную прибыль.

К привлекательным регионам можно отнести районы с развитой инфраструктурой, высоким уровнем доходов населения, высокой численностью и плотностью распределения населения на территории населенных пунктов. Регионы такого типа являются привлекательными с экономической точки зрения для розничных игроков, поэтому не рекомендуется проводить дополнительных государственных мероприятий по развитию розничной торговли, помимо мероприятий, упоминавшихся в других пунктах настоящей главы.

Относительно привлекательные для развития бизнеса территории характеризуются достаточно развитой инфраструктурой, средними или высокими доходами на душу населения, средней или высокой плотностью и численностью населения. Основными дополнительными мероприятиями по развитию торговли на данных территориях могут стать льготное выделение земельных участков, предоставление отдельных налоговых и иных льгот. Требования по обеспеченности таких территорий торговыми площадями должны быть сформулированы в градостроительной документации (основанной на программах социально-экономического развития) <1>.

--------------------------------

<1> Для реализации механизма налоговых льгот по федеральным налогам потребуется разработать и принять поправки к Налоговому кодексу РФ по предоставлению таких льгот.

Однако существует ряд территорий, которые так и останутся непривлекательными с экономической точки зрения для частного бизнеса, при использовании "косвенных" инструментов государственного регулирования. Для таких территорий необходимо либо организовывать снабжение товарами за счет государства, аналогичное программе "Северного завоза", либо предусмотреть прямые субсидии для частных компаний, осуществляющих бизнес на данных территориях.

Способствовать развитию инфраструктуры торговли на относительно привлекательных и непривлекательных для бизнеса территориях может поддержка кооперации малых сельскохозяйственных производителей и предприятий розничной торговли, находящихся на данных территориях.

Для решения проблем с развитием торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах на основании данных мониторинга обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры, предусмотренного планом мероприятий по реализации Стратегии, в региональные программы развития торговли будет необходимо включать соответствующие меры стимулирования.

Для населенных пунктов, относящихся к категории относительно привлекательных, следует применять один или несколько механизмов:

- льготное выделение земельных участков;

- предоставление налоговых и иных льгот;

- поддержка кооперации малых производителей и торговых предприятий, находящихся на данных территориях.

Для развития торговли в непривлекательных населенных пунктах также следует использовать налоговые льготы, предоставление земли в безвозмездное пользование и поддержку кооперации. Тем не менее в Российской Федерации в обозримом будущем останется значительное количество населенных пунктов на территориях данного типа, в которых частному бизнесу создавать объекты торговли будет невыгодно, несмотря ни на какие льготы. Развитие торговли на таких территориях в любом случае будет требовать прямого государственного финансирования. Для доставки товаров в такие населенные пункты необходимо использовать либо государственные программы, такие как программа "Северного завоза", либо механизмы сетевого контракта (государственного заказа).