Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.

Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 70 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 44 академических часа.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении ООП в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.14. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области режиссуры игрового фильма, режиссуры телевизионного фильма, работа с актером на съемочной площадке, режиссуры неигрового фильма, режиссуры анимационного фильма, мастерства режиссера телевидения, режиссуры мультимедиа, мастерства режиссера Интернет-программ, теории и практики монтажа, актерского мастерства, сценической речи, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Специализация N 1 "Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог" включает съемочные работы:

1. Репортаж, 1 курс (продолжительность составляет 5 - 6 минут).

2. Киноэтюд, 2 курс (300 метров пленки, продолжительность составляет 10 минут).

3. Видеопроект, 3 курс (павильон, видео, продолжительность составляет 15 минут).

4. Курсовая работа, 4 курс (300 метров пленки, продолжительность составляет 10 минут).

5. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)), 5 курс (600 метров пленки, продолжительность составляет 20 минут).

Специализация N 2 "Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог" включает съемочные работы:

1. Кино- или телерепортаж, 1 курс (50 - 100 метров пленки);

2. Учебная работа, 2 курс (300 метров пленки);

3. Курсовая работа, 3 курс (300 метров пленки);

4. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)), 5 курс (600 метров пленки).

Специализация N 3 "Режиссер анимации и компьютерной графики, педагог" включает съемочные работы:

1. Сюжет, 1 курс (продолжительность составляет до 2 минут).

2. Телерепортаж, 2 курс (продолжительность составляет 3 - 4 минуты).

3. Очерк, 3 курс (продолжительность составляет 5 - 7 минут).

4. Многокамерная съемка ток-шоу, 3 курс (продолжительность составляет 26 - 60 минут).

5. Телепрограмма по жанрам, 4 курс (продолжительность составляет 13 - 26 минут).

6. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект (работа)), 5 курс (продолжительность составляет 13 минут).

7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.16. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности проводятся учебная и производственная практики, которые могут включать ознакомительную, учебно-творческую и преддипломную практики.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.17. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую и художественно-творческую информацию в области кино, телевидения, театра, концертной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;

принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;

выступать с докладами на вузовских (межвузовских) конференциях;

выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов).

В процессе выполнения научно-исследовательской и художественно-творческой работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 9 процентов преподавателей.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа ведущих специалистов профильных организаций.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

(см. текст в предыдущей редакции)

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - изданными за последние 10 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете одного-двух экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки (специальности) утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

учебные аудитории, библиотеку, читальный зал, кабинет истории кино (киноведения), съемочный павильон, тон-студию, изо-кабинет, медиатеку, фильмотеку, фильмохранилище, аппаратную с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео), видеокамеры, персональные компьютеры, скоростной Интернет, ксероксы, диктофоны.

Кроме того, необходимо для подготовки выпускников с квалификациями:

Специализация N 1 "Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог".

Высшее учебное заведение должно иметь:

1. Аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством, площадью не менее 60 квадратных метров.

2. Кино-, видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием, площадью не менее 200 квадратных метров.

3. Парк съемочной (кино-, видео-, осветительной) аппаратуры.

4. Склады для хранения реквизитов, костюмов, мебели, площадью не менее 50 квадратных метров.

5. Комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи площадью не менее 100 квадратных метров.

6. Кино-, видеомонтажные площадью не менее 50 квадратных метров.

Специализация N 2 "Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог".

Высшее учебное заведение должно иметь:

1. Компьютерные классы, оборудованные графическими станциями для цифровой обработки изображений, комплектом программного обеспечения для двух- и трехмерной анимации, сетевым оборудованием.

2. Системы нелинейного компьютерного монтажа изображения и звука.

3. Стационарные системы записи звука для озвучания и перезаписи (на учебной киностудии) курсовых и дипломных фильмов.

4. Мультцех для занятий классической анимацией, оборудованный мультстолами-просветами, съемочным станком с 35-миллиметровой камерой и монтажным столом; оборудованную лабораторию для обработки кинопленки.

5. Лайн-тест: видеокамера и компьютер с платой ввода - вывода изображения.

Специализация N 4 "Режиссер телевизионных программ, педагог".

Высшее учебное заведение должно иметь:

1. Аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством, включая театральный/телевизионный свет площадью не менее 30 квадратных метров.

2. Теле-, видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием площадью не менее 60 квадратных метров.

3. Парк съемочной (видео-, осветительной) аппаратуры.

4. Склады для хранения реквизита, костюмов, мебели площадью не менее 20 квадратных метров.

5. Комплекс для звукового оформления телепередачи и видеофильма: аппаратные, фонотека, студия звукозаписи площадью не менее 30 квадратных метров.

6. Видеомонтажные и компьютерные классы, оборудованные системами линейного и нелинейного монтажа, системами ввода и вывода видеоизображения, подключение к сети Интернет, площадью не менее 50 квадратных метров (суммарно).

Специализация N 5 "Режиссер мультимедиа, педагог".

Высшее учебное заведение должно иметь:

1. Видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием, фото-, видеокамеры.

2. Компьютерные классы, оборудованные графическими станциями для цифровой обработки изображений, комплектом программного обеспечения для создания мультимедийных проектов, сетевым оборудованием.

3. Системы нелинейного компьютерного монтажа изображения и звука; стационарные системы записи звука для озвучания и перезаписи (на учебной киностудии) курсовых и дипломных проектов.

4. Устройства мультимедийной проекции и высококачественного звукового контроля; подключение к скоростной сети Интернет.

Специализация N 6 "Режиссер Интернет-программ, педагог".

Высшее учебное заведение должно иметь:

1. Аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством, включая театральный/телевизионный свет для ведения практических занятий, репетиций, тренингов, площадью не менее 30 квадратных метров.

2. Телевидеопавильон со стационарным осветительным оборудованием площадью не менее 60 квадратных метров. Парк съемочной техники (видео-, аудио- и осветительной аппаратуры - по одному комплекту для одной подгруппы). Склады для хранения съемочного оборудования, сменяющихся элементов декораций, мебели, реквизита площадью не менее 20 квадратных метров.

3. Комплекс для звукового оформления фильмов, Интернет-программ и телестудию: студию звукозаписи с аппаратной, видеотекой площадью не менее 30 квадратных метров.

4. Видеомонтажные, оборудованные аппаратурой нелинейного (цифрового) монтажа с системами ввода и вывода изображения, площадью не менее 30 квадратных метров.

5. "Ньюс-рум" - редакционное помещение, оборудованное компьютерным комплексом для оперативного получения по линии Интернет публицистической и художественной информации с целью создания Интернет-произведений, телевизионной и радийной продукции, площадью не менее 30 квадратных метров.

6. Графическую станцию для создания Интернет-программ, их художественного оформления и титрирования.

7. Высококачественные устройства воспроизведения видео- и аудиоматериалов для ведения практических и теоретических занятий, выпуска учебных интернет-, теле-, радиопрограмм, медиатеку для записи эфиров российских и зарубежных Интернет, теле-, радиоканалов, перезаписи аудиовизуальных произведений для ведения лекционных, практических занятий, производства учебных творческих работ, для учебно-методической деятельности, площадью не менее 20 квадратных метров. Необходимо иметь подключение к скоростной выделенной линии сети Интернет, сервер.

Для создания и пополнения медиатеки необходимо предусмотреть достаточное количество расходных материалов.

При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.