16. Подготовка и проведение мероприятий по контролю
16. Подготовка и проведение мероприятий по контролю.
16.1. Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по контролю является наступление периода времени, в течение которого запланирована в календарном году проверка объекта надзора в соответствии с планами работ.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении плановой проверки юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляется органом Ростехнадзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний территориальных органов Ростехнадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
16.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Ростехнадзор и его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган Ростехнадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта Ростехнадзором или его территориальными органами после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом N 141.
В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения Ростехнадзор или его территориальный орган представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Ростехнадзор или его территориальные органы вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в Ростехнадзор или его территориальный орган с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 настоящего пункта, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Ростехнадзором или его территориальным органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
16.3. Мероприятия по контролю, осуществляемые по инициативе физических и юридических лиц, проводятся в случаях поступления письменного обращения лица, указанного в пункте 5 настоящего Административного регламента, в Ростехнадзор или его территориальный орган о проведении в его отношении мероприятий по контролю.
16.4. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа. Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом N 141. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа указываются:
номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия;
Ростехнадзор или наименование его территориального органа;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю и надзору, а в случае проведения мероприятия комиссией - должности, фамилии, имена и отчества руководителя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, в том числе специалистов, привлекаемых для проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз;
наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, с указанием адреса фактического его местонахождения;
цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю и срок его проведения;
правовые основания проведения мероприятия, в том числе нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или его территориального органа вручаются под роспись должностными лицами Ростехнадзора или его территориального органа, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Ростехнадзора или его территориального органа обязаны представить информацию об экспертах, экспертных организациях, привлекаемых к проведению проверки, в целях подтверждения своих полномочий.
При проведении проверки должностные лица Ростехнадзора или его территориального органа не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора или его территориального органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 16.2 настоящего Административного регламента;
требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
16.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета проверок. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена Приказом N 141.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Должностное лицо органов государственного горного надзора в журнале учета проверок производит запись о проведенном мероприятии, содержащую сведения о наименовании территориального органа Ростехнадзора, дате, времени проведения мероприятия; о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.
При отсутствии указанного журнала учета в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю и надзору, делается соответствующая запись.
16.6. При проведении мероприятия по контролю проводятся:
визуальный осмотр подконтрольных объектов и технических устройств, применяемых на этих объектах, с целью оценки соответствия установленным требованиям в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности;
В ходе визуального осмотра фиксируются:
общая характеристика технического состояния объекта;
факты нарушений установленных требований.
Результаты осмотра отражаются в акте проверки.
16.7. В ходе проверки документов должностное лицо Ростехнадзора или его территориального органа вправе потребовать для ознакомления следующую документацию, необходимую для оценки соответствия деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям промышленной безопасности и безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами:
учредительные документы, документы о государственной регистрации поднадзорной организации в качестве юридического лица - для юридического лица;
свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документы, подтверждающие наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
официальные издания федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов по вопросам государственного горного надзора;
свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов и сведения из этого реестра;
разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
проектную документацию на пользование участками недр и изменения к ней, планы и схемы развития горных работ и иная документация на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;
лицензии на право пользования недрами с приложениями, на осуществление деятельности, связанной с пользованием недрами;
договоры подряда (договоры оказания операторских услуг) на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в случаях, если к выполнению отдельных работ привлекаются иные организации;
заключения экспертизы промышленной безопасности и иных экспертиз, предусмотренных законодательством в области недропользования;
декларации промышленной безопасности;
договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
документы по укомплектованности штата работников поднадзорной организации в соответствии с установленными требованиями;
документы по допуску к работе на поднадзорном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
документы по проведению подготовки и аттестации работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам государственного горного надзора;
нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
маркшейдерскую и геологическую документацию;
материалы по организации и проведению мероприятий по охране горных выработок, зданий, сооружений, природных и иных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
документы, связанные с ликвидацией (консервацией) опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами;
документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
эксплуатационную документацию, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
документы по проведению диагностики, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
распоряжения и предписания должностных лиц Ростехнадзора и его территориальных органов, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
документы на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
другие документы, относящиеся к предмету проверки, наличие и ведение которых регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности и недропользования.
При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе должностных лиц поднадзорной организации предоставить документацию, относящуюся к предмету проверки, также делается отметка в акте проверки.
16.8. Должностные лица, предусмотренные пунктом 4 настоящего Административного регламента, при исполнении своих должностных обязанностей наделены правами:
проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по надзору (контролю) и относящиеся к предмету проверки;
давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам государственного горного надзора;
проводить необходимые расследования и организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного горного надзора;
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры административного воздействия в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, подавать в установленном порядке предложения о временном приостановлении деятельности в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, потери и (или) порчи имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и собственности;
посещать для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие работы, связанные с пользованием недрами, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых должностными лицами, осуществляющими государственный горный надзор, определяется совместно Ростехнадзором и соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
осуществлять проверку правильности проведения технических расследований причин аварий, инцидентов, несчастных случаев на опасных производственных объектах, связанных с пользованием недрами, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, связанном с пользованием недрами;
давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем органов государственного горного надзора, федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;
осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности на объектах, связанных с пользованием недрами.
16.9. Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 4.1 и пункта 4.2, помимо прав в соответствии с пунктом 16.8 настоящего Административного регламента, наделены правами:
подготавливать представления о приостановлении всех видов работ, связанных с пользованием недрами, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;
привлекать в установленном порядке с согласия руководителей организаций специалистов для участия в работе органов государственного горного надзора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей