Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2011 N КАС11-177 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.02.2011 N ГКПИ11-126, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Горшкова В.В., Пелевина Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р
по кассационной жалобе Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С., Ш., возражавших против доводов кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Данный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 11 января 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации, N 4, 23 января 2006 г.
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим приведенного Федерального перечня. В заявлении указывал на то, что разделы "Реабилитационные мероприятия", "Технические средства реабилитации" Федерального перечня противоречат статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как в разделе "Реабилитационные мероприятия" отсутствуют физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт, а в разделе "Технические средства реабилитации" - средства реабилитации, позволяющие реализовать занятия спортом, в частности спортивные автомобили, лодки, сани, дельтапланы, лыжи, теннисные столы, шахматные доски, биатлонные ружья и другое, вследствие чего нарушаются права инвалидов на реабилитацию. Оспариваемые им разделы Федерального перечня нарушают право инвалида на реабилитацию, гарантированное названным Федеральным законом и Конвенцией о правах инвалидов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Б. просит отменить состоявшееся решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Указал, что суд при разрешении настоящего дела допустил нарушения норм процессуального права.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных законоположений Правительство Российской Федерации распоряжением от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвердило федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотрев в нем реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Между тем статья 11 Федерального закона N 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1).
Данная индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
Поэтому суд правильно не согласился с утверждением заявителя о том, что отсутствие в Федеральном перечне физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта препятствует реализации инвалидом основных направлений реабилитации инвалида.
Кроме того, Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях (ст. 31).
Таким образом, проведение в отношении инвалидов физкультурно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по спорту осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Суд обоснованно не согласился с утверждением заявителя о противоречии оспариваемого заявителем Федерального перечня требованиям Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Как правильно указал суд в решении, данная Конвенция, принятая в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и подписанная Россией 24 сентября 2008 г., на территории Российской Федерации не применима, так как не ратифицирована в установленном порядке.
Нельзя согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что суд не дал надлежащей оценки его доводам, изложенным в заявлении. Суд первой инстанции проверил все доводы заявителя и отверг их по мотивам, изложенным в решении. Установив, что оспариваемые заявителем положения Распоряжения не нарушают право инвалидов на полноценную и эффективную реабилитацию, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Довод в кассационной жалобе о том, что в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле не был привлечен прокурор, не может служить поводом к отмене решения суда, так как по делам по заявлению об оспаривании акта, не носящего нормативного характера, участие прокурора действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом, и с соблюдением процессуальных норм права. Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
В.В.ГОРШКОВ
Н.П.ПЕЛЕВИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей