I. Общие положения

1.1. Настоящий порядок определяет условия проведения смен в организациях и учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (далее - организации (учреждения)) в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007).

1.2. Основные понятия, используемые в настоящих рекомендациях:

- под сменой в организациях (учреждениях) отдыха и оздоровления детей и подростков понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными, социально активными детьми, проводимая как специализированная (профильная) смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, школа (летняя или зимняя) по различным видам детского творчества и т.п. в период школьных каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся, воспитанников;

- под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в каникулярный период с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;

- под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечение их в общественно полезную деятельность, сочетающуюся с культурной программой, в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

1.3. Организатором смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков могут быть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися, воспитанниками.

1.4. Организатор смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- обеспечение жизнедеятельности специализированной смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков;

- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;

- качество реализуемых программ деятельности специализированной смены организации (учреждения);

- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся, воспитанников;

- соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков.

1.5. Смена организации (учреждения) проводится для детей 7 - 18 лет на период летних, осенних, зимних и весенних каникул решением организатора смены по согласованию с руководством учреждения (организации), на базе которого проводится смена учреждения.

Программа содержания деятельности смены организации (учреждения) должна соответствовать возрастным особенностям участников смены.

1.6. При комплектовании смены организации (учреждения) первоочередным правом пользуются обучающиеся, воспитанники из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Комплектование специализированной (профильной) смены осуществляется в первую очередь из победителей и призеров предметных муниципальных, региональных и зональных олимпиад, смотров, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, активистов детских и молодежных объединений, а также обучающихся, воспитанников, достигших наивысших результатов в образовательной и творческой деятельности в рамках системы общего, начального профессионального и дополнительного образования детей.

1.7. Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены организации (учреждения):

- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся, воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;

- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся, воспитанников с учетом возрастных особенностей.