<Разъяснения> Минэкономразвития РФ от 27.05.2011 "Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 мая 2011 года
ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 Г. N 193-ФЗ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА
(ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)"
Вопрос: Обязаны ли коммерческие организации закреплять деятельность по осуществлению альтернативной примирительной процедуры с участием посредников (процедуры медиации) в перечне видов экономической деятельности в уставе организации?
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года статья 52 ГК РФ изложена в новой редакции. Положения пункта 2 статьи 52 старой редакции содержатся в пункте 4 статьи 52 новой редакции.
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, у коммерческой организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, обязанность по закреплению видов деятельности, которые осуществляет эта организация, в уставе организации возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида.
Указанная позиция, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, соответствует позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Вопрос: Вправе ли саморегулируемая организация (далее - СРО) медиаторов осуществлять деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации?
Ответ: Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ СРО медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
В свою очередь следует отметить, что помимо норм специального закона, регламентирующих порядок создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права, обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 6 Закона N 315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в части 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации может, Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, повлечь возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу возникновения такого конфликта.
Вопрос: В каких организационно-правовых формах может осуществляться деятельность организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?
Ответ: Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, регламентируются Законом N 193-ФЗ.
В свою очередь Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с чем, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, лица, желающие создать организацию в целях обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации.
Вопрос: К какому коду (каким кодам) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относится деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?
Ответ: По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.
Вопрос: Какие дополнительные требования могут быть установлены к медиатору?
Ответ: Требования к медиаторам установлены в статьях 15 и 16 Закона N 193-ФЗ. Вместе с тем, частью 7 статьи 15 Закона N 193-ФЗ предусмотрено, что соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, такие дополнительные требования не могут противоречить требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.
Вопрос: Что подразумевается под родственными отношениями в пункте 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ?
Ответ: Определение "родственные отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
В свою очередь следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, по-видимому, допущена опечатка: имеется в виду статья 2 Семейного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство, в том числе, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, при применении пункта 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ в части родственных отношений необходимо руководствоваться Семейным кодексом Российской Федерации.
Вопрос: Как должны исполняться медиативные соглашения?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Вопрос: Является ли отсутствие судимости обязательным требованием для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе?
Ответ: Общие требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона N 193-ФЗ.
Так, согласно части 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 Закона N 193-ФЗ.
По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным статьей 15 Закона N 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей