Информационное письмо Росфинмониторинга от 26.05.2011 N 13 "Типовые вопросы по применению кредитными потребительскими кооперативами некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 26 мая 2011 г. N 13

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ КРЕДИТНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ КООПЕРАТИВАМИ

НЕКОТОРЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

(согласовано с Министерством финансов Российской Федерации)

1. Какие обязанности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются на кредитные потребительские кооперативы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 2009 года N 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"?

Федеральным законом от 17.07.2009 N 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на кредитные потребительские кооперативы распространяется обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

В частности, кредитные потребительские кооперативы обязаны:

- разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля и программы его осуществления в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;

- сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (в редакции Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2010 N 293).

2. Подлежат ли постановке на учет в Росфинмониторинге кредитные потребительские кооперативы?

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 24 "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации" на Минфин России возлагаются функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю в сфере кредитной потребительской кооперации.

Таким образом, кредитные потребительские кооперативы в настоящее время имеют надзорный орган в лице Минфина России, и постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу не подлежат.

3. Каким государственным органом осуществляется согласование правил внутреннего контроля, разработанных кредитным потребительским кооперативом?

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Учитывая изложенное, правила внутреннего контроля, разработанные кредитным потребительским кооперативом, подлежат направлению на согласование в Минфин России.

4. Какие сотрудники кредитного потребительского кооператива должны проходить обучение в форме целевого инструктажа?

В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение), к числу сотрудников организации, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа, относятся:

а) руководитель организации (филиала);

б) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (до начала осуществления таких функций);

в) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета;

г) руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

При этом, в соответствии с пунктом 11 Положения целевой инструктаж, в том числе для работников кредитных потребительских кооперативов, должен осуществляться организациями, учрежденными Росфинмониторингом (АНО МУМЦФМ), и другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом. Перечень таких организаций размещен на сайте АНО МУМЦФМ в сети Интернет www.mumcfm.ru.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

5. Какова процедура и порядок информирования кредитными потребительскими кооперативами Росфинмониторинга об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные потребительские кооперативы, обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции (вне зависимости от суммы) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При этом соответствующая информация должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 признан утратившим силу Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 и утверждена новая Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Единый формат представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе и кредитными потребительскими кооперативами), информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; а также каналы связи, для передачи информации установлены Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция).

Вышеуказанная информация должна представляться в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Кроме того, на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Обратная связь" - "В помощь организациям" - "Вопросы и ответы" размещено Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.03.2010 N 4 (в редакции информационного письма Росфинмониторинга от 21.02.2011 N 10), касающееся отдельных вопросов применения вышеуказанной Инструкции, и Информационное письмо от 13.01.2011 N 8 "Временные рекомендации по заполнению отдельных реквизитов формы 4-СПД".

Также на сайте Росфинмониторинга размещено бесплатное специализированное программное обеспечение "Подготовка СПД", позволяющее при подготовке сообщений на бумажных носителях осуществлять контроль соответствия формируемых сообщений требованиям Инструкции до их отправки в Росфинмониторинг (более подробная информация содержится в Информационном письме от 20.04.2011 N 12, размещенном на главной странице сайта Росфинмониторинга).

6. Является ли заключение кредитным потребительским кооперативом договора банковского счета (вклада) основанием для информирования об этом Росфинмониторинга в рамках обязательного контроля?

Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, приведен в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

В частности, в соответствии с абзацем 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение).

Одновременно необходимо учитывать, что в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные потребительские кооперативы, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности, - банковской, страховой, кредитной кооперации и т.п.

Таким образом, кредитные потребительские кооперативы должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производилась с момента их открытия, при условии, что сумма такой операции соответствует пороговому значению.

7. Кого кредитный потребительский кооператив должен считать лицом, находящимся на обслуживании (клиентом)? Являются ли клиентами кредитного потребительского кооператива его члены (пайщики)?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные потребительские кооперативы), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

При этом Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.

В связи с чем организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать как лиц, которые принимаются на обслуживание в организацию для установления длительных отношений, так и лиц, которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций).

По мнению Росфинмониторинга, к лицам, находящимся на обслуживании (клиентам) в кредитном потребительском кооперативе в целях Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ следует относить его членов (пайщиков) - физических или юридических лиц, принятых в кредитный кооператив в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и уставом кредитного кооператива, а также иных лиц, вступающих с кредитным потребительским кооперативом в обязательственные отношения, при дальнейшей реализации которых у кредитных потребительских кооперативов возникают обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (например, при заключении кредитным потребительским кооперативом сделок с недвижимым имуществом и т.д.).

Одновременно необходимо учитывать, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные потребительские кооперативы), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).

Основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации сформулированы в Информационном письме Росфинмониторинга от 18.03.2009 N 2, размещенном на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

8. Распространяются ли требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на кредитные потребительские кооперативы граждан?

Учитывая, что кредитный потребительский кооператив граждан является разновидностью кредитных потребительских кооперативов, деятельность которых определена Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", то кредитные потребительские кооперативы граждан подпадают под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ и обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

9. Является ли осуществление кредитным потребительским кооперативом операций, связанных как с получением от своих членов (пайщиков) личных сбережений, так и с предоставлением им процентных займов, на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, основанием для направления информации в Росфинмониторинг в рамках обязательного контроля?

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она соответствует одновременно двум условиям:

1) сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение);

2) по своему характеру совершаемая операция относится к одному из видов операций, перечисленных в пункте 1 статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Таким образом, операции, связанные как с предоставлением кредитным потребительским кооперативом процентных займов своим пайщикам, так же как и с принятием от пайщиков личных сбережений, прямо не предусмотрены в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Указанные операции могут подлежать обязательному контролю лишь при определенных условиях.

Например, в соответствии с абзацем 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в случае, когда денежные средства на сумму, равную или превышающую пороговое значение, зачисляются на счет (вклад) или списываются со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

При таких условиях операция подлежит обязательному контролю и у кредитного потребительского кооператива возникает обязанность по направлению сведений о ней в Росфинмониторинг.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 признан утратившим силу Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 и утверждена новая Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

При формировании сообщения о вышеуказанной операции в реквизите 115 "Код вида операции" листа 01 формы 4-СПД указывается код вида операции 4005 либо 4006 (в зависимости от условий операции), на основании Справочника кодов видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложении N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245).

Одновременно обращаем внимание, что информация об операциях, связанных с предоставлением займов пайщикам либо с принятием от них личных сбережений, может быть представлена кредитным потребительским кооперативом в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в случае, если у его работников возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При таких условиях в реквизите 115 "Код вида операции" листа 01 формы 4-СПД указывается код вида операции 6001.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 статьи 6 Федерального закона контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом, независимо от суммы, на которую она совершается.

10. Разработаны ли какие-либо инструкции для кредитных потребительских кооперативов по выявлению подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные потребительские кооперативы, обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона 07.08.2001 N 115-ФЗ, в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо операция (вне зависимости от ее суммы и характера) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Для целей выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация разрабатывает в составе правил внутреннего контроля критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей ее деятельности, а также рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

В настоящее время Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок утверждены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 (в редакции Приказа Росфинмониторинга от 14.09.2010 N 242, согласованного с Минфином России) (далее - Рекомендации).

Критерии выявления необычных сделок, содержащиеся в Рекомендациях, носят общий характер и должны учитываться организацией в правилах внутреннего контроля в полном объеме, а признаки необычных сделок учитываются исходя из специфики ее деятельности. Так, признаки необычных сделок, характерные для кредитной кооперации, содержатся в пунктах 60 - 69 раздела "Основные признаки необычных сделок" вышеуказанных Рекомендаций.

При этом следует обратить внимание, что признаки необычных сделок, перечисленные в пунктах 64 - 67, 69 Рекомендаций, содержит понятие "небольшой период времени", которое определяется кредитным потребительским кооперативом самостоятельно исходя из специфики своей деятельности.

Перечни основных критериев необычных сделок и основных признаков необычных сделок, содержащиеся в Рекомендациях, являются открытыми и могут быть дополнены кредитными потребительскими кооперативами по своему усмотрению.

11. Необходимо ли кредитному потребительскому кооперативу проверять своих членов (пайщиков) на причастность к экстремистской деятельности или терроризму? Какой порядок доступа к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности?

В соответствии с подпунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом, независимо от суммы, на которую она совершается, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень), размещается в закрытом разделе официального сайта Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru). Для кредитных потребительских кооперативов код доступа к Перечню представляется Минфином России на основании соответствующего обращения от кредитного потребительского кооператива. При этом следует обратить внимание, что данные Перечня систематически обновляются.