VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Прием абитуриентов осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области музыкального искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
7.6. Занятия по дисциплинам базовой и вариативной частей профессионального цикла могут проводиться как в форме групповых, мелкогрупповых, так и индивидуальных занятий.
7.7. Реализация предметов профессионального цикла (звукорежиссура, звукозапись в студии, слуховой анализ, акустические основы звукорежиссуры, музыкальная акустика, оборудование студий звукозаписи, развитие технического слуха, мастерство монтажа звука, технология сведения многодорожечных фонограмм, технология концертного звукоусиления) осуществляется на базе студии звукозаписи вуза с привлечением обучающихся вуза, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) в области музыкального искусства, и учебных творческих коллективов.
7.8. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет до 40 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.10. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.12. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.13. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.14. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.15. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
оборудование студий звукозаписи;
технология сведения многодорожечных фонограмм;
технология концертного звукоусиления;
учебная и производственная практики.
7.16. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалиста предусматриваются следующие виды практик:
учебная практика (педагогическая, практика в учебной студии звукозаписи, практика ассистирования при концертном звукоусилении и концертной звукозаписи), данный вид практики проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения;
производственная практика (практика в студии звукозаписи, практика на телевидении, практика на радиостанции, практика в музыкальном театре, практика на студии постпродакшн).
Базами практики должны быть учебные студии вуза и профессиональные студии, оснащенные современным профессиональным звукотехническим оборудованием и имеющие квалифицированный штат специалистов.
Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных и самостоятельных занятий. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду учебной практики.
Практики проводятся по утвержденным планам с закреплением за каждым обучающимся руководителя практики и конкретного задания по каждому из видов практики. Итогом выполнения поставленного задания является положительно оцененный отчет о прохождении практики.
Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета обучающегося, утвержденного руководителем практики, и отзыва на обучающегося руководителя практики.
7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетные звания Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данной специальности на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - изданными за последние 10 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки (специальности) утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для реализации ООП по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура вуз должен располагать:
учебными аудиториями, специализированными помещениями: аппаратной звукозаписи и комнатой для прослушивания, акустически обработанными в соответствии с государственным стандартом (ГОСТом) для профессиональных студий звукозаписи и оборудованными комплектом профессионального контрольного, звуковоспроизводящего, звукозаписывающего и монтажного звукового оборудования;
комплектами звукозаписывающей техники (для первичной записи звука) и иной техникой, пригодной для работы в условиях записи "чистовой фонограммы: портативный микшерный пульт, цифровой рекордер, микрофоны "пушка", ветрозащиты, удочки длиной 3,5 - 4,5 метра, комплекты радиомикрофонов, наушники.
Оборудование студии должно позволять производить записи всех музыкальных жанров, а также монтаж, сведение, реставрацию фонограмм.
Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями. В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Вуз должен иметь фонотеку с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым современным звукотехническим оборудованием.
Вуз должен обеспечить условия для проведения индивидуальных практических занятий по звукозаписи музыкантов-исполнителей и творческих исполнительских коллективов в соответствии с программами учебных дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей