Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста
Структура ООП подготовки специалиста
┌───┬──────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬─────────────┐
│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │Перечень дисциплин│ Коды │
│УЦ │ проектируемые │кость │ для разработки │ формируемых │
│ООП│ результаты их освоения │(зачет- │ программ │ компетенций │
│ │ │ные еди- │ (примерных), а │ │
│ │ │ницы) <*>│ также учебников и│ │
│ │ │ │ учебных пособий │ │
├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│С.1│Гуманитарный, │ 35 - 45 │ │ │
│ │социальный и │ │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │Базовая часть │ 25 - 35 │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │В результате изучения │ │Иностранный язык │ОК-1 - 7 │
│ │базовой части цикла │ │(английский); │ОК-9 - 11 │
│ │обучающийся должен: │ │Отечественная │ПК-12 │
│ │знать: │ │история; │ПК-1 │
│ │- грамматические правила│ │Правоведение; │ │
│ │иностранного │ │Философия; │ │
│ │(английского) языка,│ │Экономика │ │
│ │английский язык в объеме,│ │ │ │
│ │необходимом для общей и│ │ │ │
│ │общепрофессиональной │ │ │ │
│ │коммуникации; │ │ │ │
│ │- основные закономерности│ │ │ │
│ │исторического процесса,│ │ │ │
│ │этапы исторического│ │ │ │
│ │развития России, место и│ │ │ │
│ │роль России в истории│ │ │ │
│ │человечества и в│ │ │ │
│ │современном мире; принципы│ │ │ │
│ │регулирования │ │ │ │
│ │международных отношений;│ │ │ │
│ │основные правовые системы│ │ │ │
│ │современности, особенности│ │ │ │
│ │международных и│ │ │ │
│ │национальных норм права,│ │ │ │
│ │особенности правового│ │ │ │
│ │регулирования деятельности│ │ │ │
│ │на судне; │ │ │ │
│ │- нормы права и нормативно│ │ │ │
│ │-правовые акты, основные│ │ │ │
│ │правовые системы,│ │ │ │
│ │источники российского│ │ │ │
│ │права, отрасли права,│ │ │ │
│ │правовое государство,│ │ │ │
│ │особенности федеративного│ │ │ │
│ │устройства России,│ │ │ │
│ │гражданские │ │ │ │
│ │правоотношения, трудовое│ │ │ │
│ │право, административная│ │ │ │
│ │ответственность, основы│ │ │ │
│ │правового регулирования│ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- основные разделы и│ │ │ │
│ │направления философии,│ │ │ │
│ │этапы ее исторического│ │ │ │
│ │развития; методы и приемы│ │ │ │
│ │философского анализа│ │ │ │
│ │проблем; │ │ │ │
│ │- основы экономики, методы│ │ │ │
│ │микро- и макроэкономики,│ │ │ │
│ │организации производства,│ │ │ │
│ │труда и управления,│ │ │ │
│ │тенденции развития мировой│ │ │ │
│ │экономики, проблемы│ │ │ │
│ │современной экономической│ │ │ │
│ │интеграции, основных│ │ │ │
│ │управленческих функций│ │ │ │
│ │(принятие решений,│ │ │ │
│ │организация, │ │ │ │
│ │мотивирование, контроль,│ │ │ │
│ │корректирование) и методов│ │ │ │
│ │их реализации, место и│ │ │ │
│ │роль России в этом│ │ │ │
│ │процессе, ее подходы к│ │ │ │
│ │проблеме включения страны│ │ │ │
│ │в систему│ │ │ │
│ │мирохозяйственных связей; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- использовать русский и│ │ │ │
│ │иностранный (английский)│ │ │ │
│ │язык для коммуникации│ │ │ │
│ │общего и профессионального│ │ │ │
│ │характера и в│ │ │ │
│ │межличностном общении в│ │ │ │
│ │условиях │ │ │ │
│ │интернационального │ │ │ │
│ │экипажа; │ │ │ │
│ │- анализировать и│ │ │ │
│ │оценивать социальную│ │ │ │
│ │информацию, корректировать│ │ │ │
│ │свою деятельность с│ │ │ │
│ │учетом результатов этого│ │ │ │
│ │анализа; │ │ │ │
│ │- применять понятийный│ │ │ │
│ │аппарат правоведения,│ │ │ │
│ │законодательные и│ │ │ │
│ │нормативно-правовые акты,│ │ │ │
│ │регулирующие │ │ │ │
│ │профессиональную область│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- применять понятийно-│ │ │ │
│ │категорийный аппарат,│ │ │ │
│ │основные законы│ │ │ │
│ │гуманитарных и социальных│ │ │ │
│ │наук в профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности, использовать│ │ │ │
│ │полученные знания для│ │ │ │
│ │развития и│ │ │ │
│ │совершенствования своего│ │ │ │
│ │интеллектуального уровня; │ │ │ │
│ │- принимать ответственные│ │ │ │
│ │решения на основе│ │ │ │
│ │критической оценки│ │ │ │
│ │социально-экономической │ │ │ │
│ │ситуации, опираясь на│ │ │ │
│ │оперативную информацию и│ │ │ │
│ │использование │ │ │ │
│ │экономических моделей;│ │ │ │
│ │анализировать, оценивать и│ │ │ │
│ │прогнозировать │ │ │ │
│ │экономические эффекты и│ │ │ │
│ │последствия реализуемой│ │ │ │
│ │модели; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- иностранным языком в│ │ │ │
│ │объеме, необходимом для│ │ │ │
│ │возможности получения│ │ │ │
│ │информации из зарубежных│ │ │ │
│ │источников и для│ │ │ │
│ │осуществления │ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │коммуникации; │ │ │ │
│ │- методами научного│ │ │ │
│ │познания, способностью│ │ │ │
│ │анализировать полученную│ │ │ │
│ │информацию; │ │ │ │
│ │- основами│ │ │ │
│ │предпринимательской │ │ │ │
│ │деятельности и│ │ │ │
│ │особенностями │ │ │ │
│ │предпринимательства в│ │ │ │
│ │профессиональной сфере,│ │ │ │
│ │приемами экономического│ │ │ │
│ │анализа и планирования │ │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│С.2│Математический и │ 40 - 50 │ │ │
│ │естественнонаучный │ │ │ │
│ │цикл │ │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │Базовая часть │ 28 - 38 │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │В результате изучения│ │Математика │ОК-1 - 4 │
│ │базовой части цикла│ │Информатика │ОК-12 │
│ │обучающийся должен: │ │Физика │ПК-1 - 4 │
│ │знать: │ │Химия │ПК-16 │
│ │- фундаментальные разделы│ │Экология │ПК-22 - 24 │
│ │математики в объеме,│ │ │ПК-26 │
│ │необходимом для владения│ │ │ПК-27 │
│ │математическими методами│ │ │ПК-28 - 31 │
│ │обработки информации,│ │ │ │
│ │статистики; основные│ │ │ │
│ │понятия и методы│ │ │ │
│ │математического анализа,│ │ │ │
│ │линейной алгебры, теории│ │ │ │
│ │дифференциальных │ │ │ │
│ │уравнений; основные│ │ │ │
│ │понятия и методы векторной│ │ │ │
│ │алгебры, сферической│ │ │ │
│ │тригонометрии; теории│ │ │ │
│ │вероятностей; │ │ │ │
│ │- технические и│ │ │ │
│ │программные средства│ │ │ │
│ │реализации информационных│ │ │ │
│ │процессов, компьютерную│ │ │ │
│ │графику, структуру│ │ │ │
│ │локальных и глобальных│ │ │ │
│ │компьютерных сетей; методы│ │ │ │
│ │защиты информации; │ │ │ │
│ │- фундаментальные разделы│ │ │ │
│ │физики, законы Ньютона и│ │ │ │
│ │законы сохранения,│ │ │ │
│ │элементы общей теории│ │ │ │
│ │относительности, движение│ │ │ │
│ │тела по заданной│ │ │ │
│ │траектории (понятие│ │ │ │
│ │скорости, линейного и│ │ │ │
│ │углового ускорения,│ │ │ │
│ │количества движения),│ │ │ │
│ │элементы механики│ │ │ │
│ │жидкостей, законы│ │ │ │
│ │термодинамики, │ │ │ │
│ │статистические │ │ │ │
│ │распределения, процессы│ │ │ │
│ │переноса в газах,│ │ │ │
│ │уравнения состояния│ │ │ │
│ │реального газа, законы│ │ │ │
│ │электростатики, понятие│ │ │ │
│ │постоянного и переменного│ │ │ │
│ │тока и электрической цепи,│ │ │ │
│ │природу магнитного поля и│ │ │ │
│ │поведение веществ в│ │ │ │
│ │магнитном поле, законы│ │ │ │
│ │электромагнитной │ │ │ │
│ │индукции, уравнения│ │ │ │
│ │Максвелла, волновые │ │ │ │
│ │процессы, геометрическую и│ │ │ │
│ │волновую оптику, физику│ │ │ │
│ │контактных явлений,│ │ │ │
│ │строение ядра,│ │ │ │
│ │гравитационное поле Земли;│ │ │ │
│ │- периодический закон и│ │ │ │
│ │его использование в│ │ │ │
│ │предсказании свойств│ │ │ │
│ │элементов и соединений,│ │ │ │
│ │химические свойства│ │ │ │
│ │элементов ряда групп, виды│ │ │ │
│ │химической связи в│ │ │ │
│ │различных типах│ │ │ │
│ │соединений, методы│ │ │ │
│ │описаний химических│ │ │ │
│ │равновесий в растворах│ │ │ │
│ │электролитов, строение и│ │ │ │
│ │свойства комплексных│ │ │ │
│ │соединений, свойства│ │ │ │
│ │важнейших классов│ │ │ │
│ │органических соединений,│ │ │ │
│ │основные процессы,│ │ │ │
│ │протекающие в│ │ │ │
│ │электрохимических │ │ │ │
│ │системах, процессы│ │ │ │
│ │коррозии и методы борьбы с│ │ │ │
│ │коррозией, свойства│ │ │ │
│ │дисперсных систем,│ │ │ │
│ │химические свойства│ │ │ │
│ │грузов, перевозимых│ │ │ │
│ │судами; │ │ │ │
│ │- факторы, определяющие│ │ │ │
│ │устойчивость биосферы,│ │ │ │
│ │характеристики возрастания│ │ │ │
│ │антропогенного воздействия│ │ │ │
│ │на природу, принципы│ │ │ │
│ │рационального │ │ │ │
│ │природопользования, методы│ │ │ │
│ │снижения хозяйственного│ │ │ │
│ │воздействия на биосферу,│ │ │ │
│ │организационные и правовые│ │ │ │
│ │средства охраны окружающей│ │ │ │
│ │среды, способы достижения│ │ │ │
│ │устойчивого развития; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- применять математические│ │ │ │
│ │методы при решении типовых│ │ │ │
│ │профессиональных задач на│ │ │ │
│ │определение оптимальных│ │ │ │
│ │соотношений параметров│ │ │ │
│ │различных систем; │ │ │ │
│ │- работать в качестве│ │ │ │
│ │пользователя персонального│ │ │ │
│ │компьютера, использовать│ │ │ │
│ │внешние носители│ │ │ │
│ │информации для обмена│ │ │ │
│ │данными между машинами,│ │ │ │
│ │создавать резервные копии,│ │ │ │
│ │архивы данных и программ,│ │ │ │
│ │использовать программные│ │ │ │
│ │продукты для решения│ │ │ │
│ │профессиональных задач,│ │ │ │
│ │работать с программными│ │ │ │
│ │средствами общего│ │ │ │
│ │назначения, использовать│ │ │ │
│ │ресурсы сети Интернет для│ │ │ │
│ │решения профессиональных│ │ │ │
│ │задач; │ │ │ │
│ │- решать типовые задачи по│ │ │ │
│ │основным разделам курса│ │ │ │
│ │физики на основе методов│ │ │ │
│ │математического анализа,│ │ │ │
│ │использовать физические│ │ │ │
│ │законы при анализе и│ │ │ │
│ │решении проблем│ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности, определять│ │ │ │
│ │основные физические и│ │ │ │
│ │химические характеристики│ │ │ │
│ │органических веществ; │ │ │ │
│ │- осуществлять в общем│ │ │ │
│ │виде оценку антропогенного│ │ │ │
│ │воздействия на окружающую│ │ │ │
│ │среду с учетом специфики│ │ │ │
│ │природно-климатических │ │ │ │
│ │условий; │ │ │ │
│ │- грамотно реализовать│ │ │ │
│ │нормативно-правовые акты│ │ │ │
│ │при работе с экологической│ │ │ │
│ │документацией; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- основными приемами│ │ │ │
│ │обработки │ │ │ │
│ │экспериментальных данных,│ │ │ │
│ │методами построения│ │ │ │
│ │математической модели│ │ │ │
│ │типовых профессиональных│ │ │ │
│ │задач и содержательной│ │ │ │
│ │интерпретации полученных│ │ │ │
│ │результатов; │ │ │ │
│ │- базовыми знаниями в│ │ │ │
│ │области информатики и│ │ │ │
│ │современных информационных│ │ │ │
│ │технологий; навыками│ │ │ │
│ │работы в компьютерных│ │ │ │
│ │сетях, методами поиска,│ │ │ │
│ │анализа и обработки│ │ │ │
│ │данных, техническими и│ │ │ │
│ │программными средствами│ │ │ │
│ │защиты информации при│ │ │ │
│ │работе с компьютерными│ │ │ │
│ │системами в соответствии│ │ │ │
│ │с приемами антивирусной│ │ │ │
│ │защиты; │ │ │ │
│ │- методами проведения│ │ │ │
│ │физических измерений и│ │ │ │
│ │корректной оценки│ │ │ │
│ │погрешностей; │ │ │ │
│ │- методами экономической│ │ │ │
│ │оценки ущерба от│ │ │ │
│ │деятельности предприятия,│ │ │ │
│ │методами выбора│ │ │ │
│ │рационального способа│ │ │ │
│ │снижения воздействия на│ │ │ │
│ │окружающую среду │ │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки│ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│С.3│Профессиональный цикл │110 - 120│ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │(общепрофессиональная) │ │ │ │
│ │часть │ │ │ │
│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤
│ │В результате изучения │ │Введение в │ОК-1 │
│ │базовой части цикла│ │специальность │ОК-2 │
│ │обучающийся должен: │ │Безопасность │ОК-5 │
│ │знать: │ │жизнедеятельности │ОК-12 │
│ │- основные тенденции и│ │Начертательная │ПК-6 - 13 │
│ │направления развития│ │геометрия и │ПК-15 │
│ │морской техники и│ │инженерная │ПК-16 │
│ │технологии │ │графика │ПК-18 │
│ │соответствующего │ │Механика │ПК-19 │
│ │транспортного │ │Материаловедение и│ПК-21 │
│ │оборудования, их│ │технология │ПК-25 - 27 │
│ │взаимосвязь со смежными│ │конструкционных │ПК-28 - 34 │
│ │отраслями; │ │материалов │ │
│ │- теоретические и│ │Общая │ │
│ │практические основы│ │электротехника и │ │
│ │физиологии труда и│ │электроника │ │
│ │обеспечения безопасности│ │Метрология, │ │
│ │жизнедеятельности на│ │стандартизация и │ │
│ │водном транспорте в│ │сертификация на │ │
│ │системе "человек-среда│ │водном │ │
│ │обитания", правовые,│ │транспорте │ │
│ │нормативно-технические и│ │Теория и │ │
│ │организационные основы│ │устройство судна │ │
│ │безопасности │ │Навигация и лоция │ │
│ │жизнедеятельности; │ │Безопасность │ │
│ │- основы физиологии│ │судоходства │ │
│ │человека и рациональных│ │Технические │ │
│ │условий деятельности,│ │средства │ │
│ │анатомо-физических │ │судовождения │ │
│ │последствий воздействия на│ │Маневрирование и │ │
│ │человека травмирующих,│ │управление судном │ │
│ │вредных и поражающих│ │Предотвращение │ │
│ │факторов, идентификации│ │столкновений судов│ │
│ │травмирующих, вредных и│ │Гидрометеорологи- │ │
│ │поражающих факторов в│ │ческое обеспечение│ │
│ │чрезвычайных ситуациях; │ │судовождения │ │
│ │- методы решения задач с│ │Радиосвязь и │ │
│ │формализованными │ │телекоммуникации │ │
│ │геометрическими образами,│ │Энергетические │ │
│ │современные средства│ │установки и │ │
│ │инженерной графики,│ │электрооборудова- │ │
│ │правила разработки,│ │ние судов │ │
│ │оформления конструкторской│ │ │ │
│ │и технологической│ │ │ │
│ │документации, способы│ │ │ │
│ │графического представления│ │ │ │
│ │пространственных образов; │ │ │ │
│ │- основные понятия, законы│ │ │ │
│ │и модели механики,│ │ │ │
│ │кинематики и│ │ │ │
│ │гидромеханики, │ │ │ │
│ │классификацию механизмов,│ │ │ │
│ │узлов и деталей, критерии│ │ │ │
│ │работоспособности и│ │ │ │
│ │влияющие на них факторы,│ │ │ │
│ │динамику преобразования│ │ │ │
│ │энергии в механическую│ │ │ │
│ │работу, анализ│ │ │ │
│ │функциональных │ │ │ │
│ │возможностей механизмов и│ │ │ │
│ │области их применения;│ │ │ │
│ │общие законы статики и│ │ │ │
│ │динамики жидкостей и│ │ │ │
│ │газов; │ │ │ │
│ │- современные способы│ │ │ │
│ │получения материалов и│ │ │ │
│ │изделий из них с заданным│ │ │ │
│ │уровнем эксплуатационных│ │ │ │
│ │свойств, строение и│ │ │ │
│ │свойства материалов,│ │ │ │
│ │влияние условий│ │ │ │
│ │эксплуатации на структуру│ │ │ │
│ │и свойства современных│ │ │ │
│ │металлических и│ │ │ │
│ │неметаллических │ │ │ │
│ │материалов, методы│ │ │ │
│ │обработки поверхностей; │ │ │ │
│ │- основные разделы│ │ │ │
│ │электротехники и│ │ │ │
│ │электроники, роль этих│ │ │ │
│ │дисциплин в развитии│ │ │ │
│ │современной навигационной│ │ │ │
│ │техники и методов│ │ │ │
│ │судовождения, │ │ │ │
│ │электрические измерения и│ │ │ │
│ │приборы, микропроцессорные│ │ │ │
│ │средства измерения; │ │ │ │
│ │- принципы построения│ │ │ │
│ │международных и│ │ │ │
│ │отечественных стандартов,│ │ │ │
│ │область ответственности│ │ │ │
│ │различных организаций,│ │ │ │
│ │имеющих отношение к│ │ │ │
│ │метрологии, стандартизации│ │ │ │
│ │и сертификации, в том│ │ │ │
│ │числе на водном│ │ │ │
│ │транспорте, принципы│ │ │ │
│ │построения международных и│ │ │ │
│ │отечественных стандартов,│ │ │ │
│ │правила пользования│ │ │ │
│ │стандартами и другой│ │ │ │
│ │нормативной документацией│ │ │ │
│ │в области водного│ │ │ │
│ │транспорта, основные│ │ │ │
│ │понятия и определения│ │ │ │
│ │метрологии, виды│ │ │ │
│ │погрешностей, погрешности│ │ │ │
│ │определения навигационных│ │ │ │
│ │параметров, требования│ │ │ │
│ │Международной организации│ │ │ │
│ │по стандартизации (ISO),│ │ │ │
│ │Международной Морской│ │ │ │
│ │организации (ИМО),│ │ │ │
│ │Международного союза│ │ │ │
│ │электросвязи (МСЭ),│ │ │ │
│ │Российского морского│ │ │ │
│ │регистра судоходства│ │ │ │
│ │(РМРС), Российского│ │ │ │
│ │речного регистра (РРР) и│ │ │ │
│ │других организаций,│ │ │ │
│ │задающих стандарты в│ │ │ │
│ │судоходстве, порядок│ │ │ │
│ │проведения │ │ │ │
│ │освидетельствования и│ │ │ │
│ │сертификации системы│ │ │ │
│ │управления безопасности│ │ │ │
│ │компаний и судов; │ │ │ │
│ │- классификацию судов,│ │ │ │
│ │судовые устройства и│ │ │ │
│ │системы, основные│ │ │ │
│ │конструктивные элементы│ │ │ │
│ │судна, геометрию корпуса и│ │ │ │
│ │плавучесть судна,│ │ │ │
│ │изменение технического│ │ │ │
│ │состояния корпуса во│ │ │ │
│ │времени и его контроль,│ │ │ │
│ │основы прочности корпуса,│ │ │ │
│ │судовые устройства и│ │ │ │
│ │системы жизнеобеспечения и│ │ │ │
│ │живучести судна,│ │ │ │
│ │требования к остойчивости│ │ │ │
│ │судна, теорию устройства│ │ │ │
│ │судна для расчета│ │ │ │
│ │остойчивости, крена,│ │ │ │
│ │дифферента, осадки,│ │ │ │
│ │маневренные, инерционные и│ │ │ │
│ │эксплуатационные качества,│ │ │ │
│ │ходкость судна, судовые│ │ │ │
│ │движители, характеристики│ │ │ │
│ │гребных винтов; │ │ │ │
│ │- основные понятия│ │ │ │
│ │навигации; определение│ │ │ │
│ │направлений в море и на│ │ │ │
│ │внутренних водных путях,│ │ │ │
│ │основные картографические│ │ │ │
│ │проекции и принципы│ │ │ │
│ │создания и использования│ │ │ │
│ │навигационных карт,│ │ │ │
│ │включая электронные│ │ │ │
│ │картографические │ │ │ │
│ │навигационные системы,│ │ │ │
│ │теоретические основы│ │ │ │
│ │счисления и определения│ │ │ │
│ │местоположения судна с│ │ │ │
│ │использованием наземных и│ │ │ │
│ │береговых ориентиров,│ │ │ │
│ │радионавигационных систем│ │ │ │
│ │и глобальных навигационных│ │ │ │
│ │спутниковых систем с│ │ │ │
│ │оценкой его точности;│ │ │ │
│ │планирование и│ │ │ │
│ │осуществление перехода,│ │ │ │
│ │лоции судоходных путей,│ │ │ │
│ │средства навигационного│ │ │ │
│ │оборудования, │ │ │ │
│ │навигационные опасности,│ │ │ │
│ │приливы и течения; │ │ │ │
│ │- основы│ │ │ │
│ │водонепроницаемости и│ │ │ │
│ │основные действия, которые│ │ │ │
│ │должны предприниматься в│ │ │ │
│ │случае частичной потери│ │ │ │
│ │плавучести, основы│ │ │ │
│ │противопожарной │ │ │ │
│ │безопасности, принципы│ │ │ │
│ │организации учений по│ │ │ │
│ │борьбе с пожаром, техника│ │ │ │
│ │выживания на воде;│ │ │ │
│ │устройство и правила│ │ │ │
│ │эксплуатации спасательных│ │ │ │
│ │шлюпок, спасательных│ │ │ │
│ │плотов и дежурных шлюпок,│ │ │ │
│ │приспособлений и устройств│ │ │ │
│ │для их спуска на воду и их│ │ │ │
│ │оборудование, включая│ │ │ │
│ │радиооборудование │ │ │ │
│ │спасательных средств,│ │ │ │
│ │спутниковые аварийные│ │ │ │
│ │радиобуи (АРБ),│ │ │ │
│ │транспондеры, гидрокостюмы│ │ │ │
│ │и теплозащитные средства,│ │ │ │
│ │принципы организации│ │ │ │
│ │учений по оставлению судна│ │ │ │
│ │и умению обращаться со│ │ │ │
│ │спасательными шлюпками,│ │ │ │
│ │способы оказания│ │ │ │
│ │неотложной первой│ │ │ │
│ │медицинской помощи при│ │ │ │
│ │несчастном случае или│ │ │ │
│ │заболевании на судах,│ │ │ │
│ │содержание Руководства по│ │ │ │
│ │оказанию первой│ │ │ │
│ │медицинской помощи при│ │ │ │
│ │несчастных случаях и│ │ │ │
│ │способы получения│ │ │ │
│ │медицинских советов по│ │ │ │
│ │радио, меры│ │ │ │
│ │предосторожности для│ │ │ │
│ │защиты и безопасности│ │ │ │
│ │пассажиров в чрезвычайных│ │ │ │
│ │ситуациях, первичные│ │ │ │
│ │действия после│ │ │ │
│ │столкновения или посадки│ │ │ │
│ │на мель, процедуры,│ │ │ │
│ │которым нужно следовать│ │ │ │
│ │при спасении людей,│ │ │ │
│ │терпящих бедствие в море,│ │ │ │
│ │оказании помощи судну,│ │ │ │
│ │терпящему бедствие, а│ │ │ │
│ │также в случаях аварий,│ │ │ │
│ │возникающих в порту,│ │ │ │
│ │правила визуальной│ │ │ │
│ │сигнализации, содержание│ │ │ │
│ │международных и│ │ │ │
│ │национальных нормативных│ │ │ │
│ │документов по│ │ │ │
│ │расследованию аварийных│ │ │ │
│ │случаев на водном│ │ │ │
│ │транспорте; │ │ │ │
│ │- физические и│ │ │ │
│ │теоретические основы,│ │ │ │
│ │принципы действия и│ │ │ │
│ │устройства навигационных│ │ │ │
│ │эхолотов, лагов, магнитных│ │ │ │
│ │и гироскопических│ │ │ │
│ │компасов; системы│ │ │ │
│ │управления рулевым│ │ │ │
│ │приводом, эксплуатационные│ │ │ │
│ │процедуры и переход с│ │ │ │
│ │ручного на автоматическое│ │ │ │
│ │управление и обратно,│ │ │ │
│ │фундаментальные основы│ │ │ │
│ │радиолокатора (РЛС),│ │ │ │
│ │автоматических │ │ │ │
│ │идентификационных систем│ │ │ │
│ │(АИС), средств│ │ │ │
│ │автоматизированной │ │ │ │
│ │радиолокационной прокладки│ │ │ │
│ │(САРП), интегрированных│ │ │ │
│ │навигационных систем, иные│ │ │ │
│ │электронные и технические│ │ │ │
│ │средства судовождения, их│ │ │ │
│ │тенденции развития и сферы│ │ │ │
│ │применения, характерные│ │ │ │
│ │ограничения; │ │ │ │
│ │- основы маневрирования│ │ │ │
│ │и управления судном при│ │ │ │
│ │различных погодных│ │ │ │
│ │условиях, влияние│ │ │ │
│ │водоизмещения, осадки,│ │ │ │
│ │дифферента, скорости и│ │ │ │
│ │запаса воды под килем на│ │ │ │
│ │диаметр циркуляции и│ │ │ │
│ │тормозной путь; │ │ │ │
│ │- увеличение осадки от│ │ │ │
│ │скорости судна, мелководья│ │ │ │
│ │и подобных эффектов,│ │ │ │
│ │влияние ветра и течения на│ │ │ │
│ │управление судном,│ │ │ │
│ │факторы, влияющие на судно│ │ │ │
│ │при плавании в шторм,│ │ │ │
│ │обледенении судов, при│ │ │ │
│ │изменении режима работы│ │ │ │
│ │движителей, надлежащие│ │ │ │
│ │процедуры постановки и│ │ │ │
│ │съемки судна с якоря и│ │ │ │
│ │бочек, швартовых операций,│ │ │ │
│ │плавания во льдах, в│ │ │ │
│ │группе судов, буксировка│ │ │ │
│ │судов, снятие судна с│ │ │ │
│ │мели, маневры и процедуры│ │ │ │
│ │при спасании человека за│ │ │ │
│ │бортом; │ │ │ │
│ │- содержание, применение и│ │ │ │
│ │цели Международных правил│ │ │ │
│ │предупреждения │ │ │ │
│ │столкновений судов в море│ │ │ │
│ │(МППСС-72); взаимные│ │ │ │
│ │обязанности судов в│ │ │ │
│ │различных ситуациях,│ │ │ │
│ │сигналы маневроуказания и│ │ │ │
│ │предупреждения, технику│ │ │ │
│ │ведения радиолокационной│ │ │ │
│ │прокладки и концепции│ │ │ │
│ │относительного и истинного│ │ │ │
│ │движения; способы│ │ │ │
│ │расхождения с судами с│ │ │ │
│ │помощью радиолокатора и│ │ │ │
│ │средств автоматической│ │ │ │
│ │радиолокационной │ │ │ │
│ │прокладки, основные│ │ │ │
│ │принципы несения ходовой│ │ │ │
│ │навигационной вахты,│ │ │ │
│ │эффективные процедуры│ │ │ │
│ │работы вахты на ходовом│ │ │ │
│ │мостике, правила│ │ │ │
│ │использования │ │ │ │
│ │установленных путей│ │ │ │
│ │движения судов в│ │ │ │
│ │соответствии с Общими │ │ │ │
│ │положениями об│ │ │ │
│ │установлении путей│ │ │ │
│ │движения судов; │ │ │ │
│ │- основы│ │ │ │
│ │гидрометеорологического │ │ │ │
│ │обеспечения судовождения,│ │ │ │
│ │гидрометеорологические │ │ │ │
│ │наблюдения на судах,│ │ │ │
│ │характеристики различных│ │ │ │
│ │систем погоды, влияние│ │ │ │
│ │гидрометеоусловий на│ │ │ │
│ │плавание судна, порядок│ │ │ │
│ │передачи метеосообщений и│ │ │ │
│ │системы записи информации;│ │ │ │
│ │- основы обеспечения│ │ │ │
│ │радиосвязи на водном│ │ │ │
│ │транспорте, организации│ │ │ │
│ │подвижной радиослужбы,│ │ │ │
│ │порядок предоставления│ │ │ │
│ │телекоммуникационных услуг│ │ │ │
│ │судам, технические судовые│ │ │ │
│ │устройства радиосвязи; │ │ │ │
│ │- принципы работы и основы│ │ │ │
│ │технической эксплуатации│ │ │ │
│ │судовых энергетических│ │ │ │
│ │установок, виды│ │ │ │
│ │электрического │ │ │ │
│ │оборудования судов, основы│ │ │ │
│ │технической эксплуатации│ │ │ │
│ │судового │ │ │ │
│ │электрооборудования; │ │ │ │
│ │организацию машинной│ │ │ │
│ │вахты; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- излагать,│ │ │ │
│ │систематизировать и│ │ │ │
│ │критически анализировать│ │ │ │
│ │общепрофессиональную │ │ │ │
│ │информацию; │ │ │ │
│ │- применять методы│ │ │ │
│ │начертательной геометрии│ │ │ │
│ │для решения навигационных│ │ │ │
│ │задач, создавать и читать│ │ │ │
│ │чертежи деталей,│ │ │ │
│ │механизмов и устройств; │ │ │ │
│ │- анализировать условия│ │ │ │
│ │работы деталей машин и│ │ │ │
│ │механизмов, оценивать их│ │ │ │
│ │работоспособность; │ │ │ │
│ │- учитывать погрешности│ │ │ │
│ │при проведении судовых│ │ │ │
│ │измерений, исключать│ │ │ │
│ │грубые погрешности в серии│ │ │ │
│ │измерений, пользоваться│ │ │ │
│ │стандартами и другой│ │ │ │
│ │нормативной документацией,│ │ │ │
│ │анализировать структуру и│ │ │ │
│ │свойства материалов; │ │ │ │
│ │- производить измерения│ │ │ │
│ │электрических величин,│ │ │ │
│ │включать │ │ │ │
│ │электротехнические │ │ │ │
│ │приборы, аппараты, машины,│ │ │ │
│ │управлять ими и│ │ │ │
│ │контролировать их│ │ │ │
│ │эффективную и безопасную│ │ │ │
│ │работу; │ │ │ │
│ │- разрабатывать,│ │ │ │
│ │осуществлять и│ │ │ │
│ │контролировать выполнение│ │ │ │
│ │требований по охране труда│ │ │ │
│ │и технике безопасности в│ │ │ │
│ │конкретной сфере│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │- выполнять обязанности│ │ │ │
│ │вахтенного помощника│ │ │ │
│ │капитана на ходовой│ │ │ │
│ │навигационной и стояночной│ │ │ │
│ │палубной вахте, вести│ │ │ │
│ │судовой журнал;│ │ │ │
│ │участвовать в процедурах│ │ │ │
│ │постановки на якорь или│ │ │ │
│ │швартовные бочки,│ │ │ │
│ │швартовки судна к причалу,│ │ │ │
│ │к судну на якоре или на│ │ │ │
│ │ходу; │ │ │ │
│ │- вести счисление и│ │ │ │
│ │определять местоположение│ │ │ │
│ │судна с использованием│ │ │ │
│ │береговых ориентиров,│ │ │ │
│ │радионавигационных и│ │ │ │
│ │глобальных навигационных│ │ │ │
│ │спутниковых систем; │ │ │ │
│ │- использовать│ │ │ │
│ │навигационные карты,│ │ │ │
│ │навигационные пособия и│ │ │ │
│ │устройства их отображения;│ │ │ │
│ │- осуществлять корректуру│ │ │ │
│ │навигационных карт и│ │ │ │
│ │пособий; │ │ │ │
│ │- работать с навигационным│ │ │ │
│ │оборудованием и правильно│ │ │ │
│ │применять полученную│ │ │ │
│ │информацию, определять и│ │ │ │
│ │учитывать поправки│ │ │ │
│ │технических средств│ │ │ │
│ │судовождения; │ │ │ │
│ │- управлять курсом судна в│ │ │ │
│ │ручном, следящем и│ │ │ │
│ │автоматических режимах,│ │ │ │
│ │переходить с ручного на│ │ │ │
│ │автоматическое управление│ │ │ │
│ │и обратно, настраивать│ │ │ │
│ │органы управления│ │ │ │
│ │автоматических систем для│ │ │ │
│ │работы в оптимальном│ │ │ │
│ │режиме; │ │ │ │
│ │- использовать и│ │ │ │
│ │истолковывать информацию,│ │ │ │
│ │получаемую от судовых│ │ │ │
│ │метеорологических │ │ │ │
│ │приборов, применять│ │ │ │
│ │имеющуюся │ │ │ │
│ │метеорологическую │ │ │ │
│ │информацию, производить│ │ │ │
│ │судовые │ │ │ │
│ │гидрометеонаблюдения и│ │ │ │
│ │составлять │ │ │ │
│ │соответствующие отчеты; │ │ │ │
│ │- вести надлежащее│ │ │ │
│ │визуальное и слуховое│ │ │ │
│ │наблюдение, а также│ │ │ │
│ │использовать применительно│ │ │ │
│ │к преобладающим условиям и│ │ │ │
│ │обстоятельствам плавания│ │ │ │
│ │все имеющиеся технические│ │ │ │
│ │средства для анализа│ │ │ │
│ │ситуаций, которые могут│ │ │ │
│ │привести к столкновению; │ │ │ │
│ │- определять и выполнять│ │ │ │
│ │действия по предупреждению│ │ │ │
│ │ситуаций чрезмерного│ │ │ │
│ │сближения в соответствии с│ │ │ │
│ │МППСС-72; │ │ │ │
│ │- практически использовать│ │ │ │
│ │радиолокационную станцию,│ │ │ │
│ │автоматическую │ │ │ │
│ │идентификационную систему,│ │ │ │
│ │средства │ │ │ │
│ │автоматизированной │ │ │ │
│ │радиолокационной │ │ │ │
│ │прокладки, интегрированные│ │ │ │
│ │навигационные системы,│ │ │ │
│ │расшифровывать, толковать│ │ │ │
│ │и анализировать получаемую│ │ │ │
│ │с их помощью информацию,│ │ │ │
│ │использовать технику│ │ │ │
│ │радиолокационной прокладки│ │ │ │
│ │и концепции относительного│ │ │ │
│ │и истинного движений,│ │ │ │
│ │параллельную индексацию; │ │ │ │
│ │- эксплуатировать системы│ │ │ │
│ │дистанционного управления│ │ │ │
│ │двигательной установкой,│ │ │ │
│ │судовыми системами; │ │ │ │
│ │- эксплуатировать судовые│ │ │ │
│ │палубные устройства в│ │ │ │
│ │соответствии с правилами│ │ │ │
│ │технической эксплуатации,│ │ │ │
│ │выполнять палубные работы│ │ │ │
│ │и швартовные операции; │ │ │ │
│ │- осуществлять│ │ │ │
│ │первоначальную оценку│ │ │ │
│ │повреждений судна и│ │ │ │
│ │бороться за плавучесть; │ │ │ │
│ │- применять средства│ │ │ │
│ │звуковой и световой│ │ │ │
│ │сигнализации, передавать и│ │ │ │
│ │принимать световые сигналы│ │ │ │
│ │с помощью азбуки Морзе,│ │ │ │
│ │опознавать навигационные и│ │ │ │
│ │сигнальные огни, знаки и│ │ │ │
│ │сигналы, использовать│ │ │ │
│ │Международный свод│ │ │ │
│ │сигналов; │ │ │ │
│ │- использовать судовые│ │ │ │
│ │средства радиосвязи и│ │ │ │
│ │телекоммуникаций; │ │ │ │
│ │- определять критические│ │ │ │
│ │для безопасности судна│ │ │ │
│ │элементы конструкции; │ │ │ │
│ │- применять информацию об│ │ │ │
│ │остойчивости, посадке и│ │ │ │
│ │напряжениях, диаграммы и│ │ │ │
│ │компьютерные программы для│ │ │ │
│ │расчета остойчивости судна│ │ │ │
│ │в неповрежденном состоянии│ │ │ │
│ │и при частичной потере│ │ │ │
│ │плавучести; │ │ │ │
│ │- использовать переносные│ │ │ │
│ │и стационарные средства│ │ │ │
│ │тушения пожаров и│ │ │ │
│ │противопожарное │ │ │ │
│ │оборудование, │ │ │ │
│ │организовывать учения по│ │ │ │
│ │борьбе с пожаром; │ │ │ │
│ │- предъявлять необходимую│ │ │ │
│ │документацию и│ │ │ │
│ │оборудование при проверке│ │ │ │
│ │судна инспектирующими│ │ │ │
│ │органами; │ │ │ │
│ │- обеспечить безопасность│ │ │ │
│ │членов экипажа судна и│ │ │ │
│ │пассажиров при нормальных│ │ │ │
│ │условиях эксплуатации и в│ │ │ │
│ │аварийных ситуациях; │ │ │ │
│ │- обращаться со│ │ │ │
│ │спасательными шлюпками,│ │ │ │
│ │спасательными плотами и│ │ │ │
│ │дежурными шлюпками,│ │ │ │
│ │приспособлениями и│ │ │ │
│ │устройствами для их спуска│ │ │ │
│ │на воду и их│ │ │ │
│ │оборудованием, включая│ │ │ │
│ │радиооборудование │ │ │ │
│ │спасательных средств,│ │ │ │
│ │спутниковые АРБ,│ │ │ │
│ │транспондеры, гидрокостюмы│ │ │ │
│ │и теплозащитные средства;│ │ │ │
│ │организовывать учения по│ │ │ │
│ │оставлению судна и умению│ │ │ │
│ │обращаться со│ │ │ │
│ │спасательными шлюпками; │ │ │ │
│ │- оказывать первую│ │ │ │
│ │медицинскую помощь при│ │ │ │
│ │несчастном случае или│ │ │ │
│ │заболевании на судах,│ │ │ │
│ │практически применить│ │ │ │
│ │руководства по медицинской│ │ │ │
│ │помощи и советы,│ │ │ │
│ │направляемые по радио; │ │ │ │
│ │- действовать при передаче│ │ │ │
│ │или получении сигнала│ │ │ │
│ │бедствия, срочности или│ │ │ │
│ │безопасности, производить│ │ │ │
│ │необходимые расчеты при│ │ │ │
│ │организации поиска и│ │ │ │
│ │спасания; │ │ │ │
│ │- определять│ │ │ │
│ │работоспособность │ │ │ │
│ │установленного, │ │ │ │
│ │эксплуатируемого и│ │ │ │
│ │ремонтируемого │ │ │ │
│ │навигационного и палубного│ │ │ │
│ │транспортного │ │ │ │
│ │оборудования, осуществлять│ │ │ │
│ │наблюдение за его│ │ │ │
│ │безопасной эксплуатацией; │ │ │ │
│ │- организовать работу│ │ │ │
│ │коллектива исполнителей с│ │ │ │
│ │разнородным национальным,│ │ │ │
│ │религиозным и социально-│ │ │ │
│ │культурным составом,│ │ │ │
│ │осуществлять распределение│ │ │ │
│ │полномочий и│ │ │ │
│ │ответственности на основе│ │ │ │
│ │их делегирования; │ │ │ │
│ │- организовать работу│ │ │ │
│ │коллектива в сложных и│ │ │ │
│ │критических условиях,│ │ │ │
│ │осуществлять выбор,│ │ │ │
│ │обоснование, принятие и│ │ │ │
│ │реализацию управленческих│ │ │ │
│ │решений в рамках│ │ │ │
│ │приемлемого риска,│ │ │ │
│ │оценивать условия и│ │ │ │
│ │последствия принимаемых│ │ │ │
│ │организационно- │ │ │ │
│ │управленческих решений; │ │ │ │
│ │- выполнять│ │ │ │
│ │административные │ │ │ │
│ │обязанности, вести учет и│ │ │ │
│ │осуществлять │ │ │ │
│ │документооборот; │ │ │ │
│ │- выполнять стандарты│ │ │ │
│ │управления безопасной│ │ │ │
│ │эксплуатации судов; │ │ │ │
│ │- осуществлять обучение и│ │ │ │
│ │аттестацию обслуживающего│ │ │ │
│ │персонала и инженеров;│ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- методами теоретического│ │ │ │
│ │и экспериментального│ │ │ │
│ │исследования; │ │ │ │
│ │- методами использования│ │ │ │
│ │технического контроля и│ │ │ │
│ │испытания оборудования и│ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │
│ │- методами расчета│ │ │ │
│ │кинематических и│ │ │ │
│ │динамических параметров│ │ │ │
│ │движения механизмов,│ │ │ │
│ │расчета на прочность и│ │ │ │
│ │жесткость, расчета несущей│ │ │ │
│ │способности типовых│ │ │ │
│ │элементов, методами│ │ │ │
│ │исследования процессов│ │ │ │
│ │изменения состояния│ │ │ │
│ │рабочих тел; │ │ │ │
│ │- методами и средствами│ │ │ │
│ │измерений физических│ │ │ │
│ │величин, используемых в│ │ │ │
│ │управлении судном,│ │ │ │
│ │средствах навигации,│ │ │ │
│ │методами стандартизации и│ │ │ │
│ │сертификации в области│ │ │ │
│ │морского транспорта; │ │ │ │
│ │- приемами снижения│ │ │ │
│ │травмоопасности и вредного│ │ │ │
│ │воздействия технических│ │ │ │
│ │систем, навыками│ │ │ │
│ │соблюдения техники│ │ │ │
│ │безопасности и охраны│ │ │ │
│ │труда при выполнении│ │ │ │
│ │судовых работ и операций; │ │ │ │
│ │- методикой│ │ │ │
│ │предварительной проработки│ │ │ │
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей