ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.И. КЛЕАНДРОВА НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 12-П ПО ДЕЛУ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 7 СТАТЬИ 16

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В СВЯЗИ

С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА И.В. АНОСОВА

Данное особое мнение обусловлено несогласием с решением Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотренному делу и подается в соответствии с частью первой статьи 76 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Основные мотивы этого несогласия заключаются в следующем.

1. Право каждого на тайну телефонных переговоров является в нашей стране конституционной ценностью, прямо закреплено в статье 23 (часть 2) Конституции Российской Федерации, где также установлено, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В мире, да и в Европе есть сегодня немало стран, где это право не закреплено непосредственно в Конституции; более того, санкцию на "прослушку" дает там прокурор. Для нашей страны, с ее недавней историей, конституционный запрет на непрослушивание телефонных переговоров без судебного на это решения не случаен.

2. И также не случайным является закрепленное в статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации положение о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Это означает, что любое изменение подсудности дела, изначально отнесенного законом к рассмотрению конкретным судом, также должно быть предусмотрено законом - и по процедуре, и адресно.

Каким судом в деле заявителя И.В. Аносова - судьи районного (в городе Ростове-на-Дону) суда - должен был рассматриваться и решаться вопрос о даче санкции на прослушивание его телефонных переговоров? Этот вопрос регулируется частью первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (как нормой общей) в связке с пунктом 7 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (как нормой специальной). В общей (для данного случая) норме сказано, что рассмотрение вопроса "осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении". В пункте 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенного по данному делу, указано: "Оговорка "как правило" предполагает, таким образом, возможность исключения из общего порядка определения подсудности, предусмотренного данной нормой" (т.е. "правило" относится к обоим адресатам, а исключения из "правила" находятся за пределами обоих адресатов).

Представляется, что это не так. Указание "как правило" с очевидностью относится к первому адресату - суду "по месту проведения таких мероприятий"; соответственно, исключение из этого правила относится к суду "или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении". Иное толкование означало бы, что федеральный законодатель установил правило для двух судов и исключение из правил - для трех тысяч с лишним иных районных (городских) судов системы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие в нашей стране. В связке с пунктом 7 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (поднимающим уровень суда, рассматривающий вопрос о судье, на уровень суда субъекта Российской Федерации - в силу судейского иммунитета) это означает, что "исключением из правил" будет не три с лишним тысячи районных (городских) судов, а "всего лишь" восемьдесят один суд субъекта Российской Федерации системы судов общей юрисдикции. Но российское процессуальное законодательство "знает" альтернативную, договорную и т.д. подсудность, т.е. предусматривает два, в редких случаях - три варианта суда, которые могут рассматривать конкретное дело, по принципу "или-или", но, безусловно, не предусматривает возможности рассмотрения дела по этому принципу восьмьюдесятью с лишним судами субъектов Российской Федерации (в отношении судей) и более чем тремя тысячами районных (городских) судов (в отношении лиц, не наделенных иммунитетом) - ни при каких условиях, обстоятельствах и пр.

Поскольку в данном деле адресаты обеих посылок (как "правило" и как "исключение из правил") совпадают (и суд "по месту проведения таких мероприятий", и суд "по месту нахождения органа, ходатайствующего об их исполнении"), то единственным судебным органом, к подсудности которого дело отнесено законом, как это базируется на статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в деле заявителя должен был являться Ростовский областной суд. Всякое изменение территориальной подсудности данного дела, т.е. перенесение рассмотрения судом вопроса о даче санкции на "прослушку" заявителя в другой (любой) суд, должно было базироваться на законе. Относится это и к перенесению - по данному делу - его рассмотрения в Краснодарский краевой суд. Возможность изменения территориальной подсудности предусмотрена федеральным законом (статья 35 (часть третья), статья 125 (части третья, четвертая и шестая) УПК Российской Федерации) и устанавливает, что вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем (и при наличии серьезных оснований). Об этом сказано и в настоящем Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации - и в мотивировочной части, и в пункте 1 резолютивной части, где прямо говорится: "соответствующие материалы подлежат направлению для рассмотрения в равнозначный суд, который определяется решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятым по ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность". Но в деле заявителя И.В. Аносова не было ни ходатайства этого органа, ни соответствующего решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, ни решения любого иного суда, позволяющего изменить - в данном деле - установленную императивно, законом - его территориальную подсудность, да и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации обратной силой не обладает.

А было лишь решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в явочном порядке изменившее подсудность этого дела Ростовскому областному суду (что однозначно предусмотрено федеральным законом и находится под охраной Конституции Российской Федерации) на его подсудность Краснодарскому краевому суду (возможность чего никаким законом не предусмотрена и никаким судебным решением не разрешалась, но Краснодарский краевой суд не вправе был не принимать к рассмотрению и не рассматривать "не свое" дело, поскольку часть первая статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" завершается указанием: "судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления").

3. С таким незаконным и внесудебным разрешением вопроса об изменении территориальной подсудности дела де-юре - своими решениями - согласился Верховный Суд Российской Федерации и де-факто согласился Конституционный Суд Российской Федерации (иначе в Постановлении значилась бы необходимость пересмотра судебного акта Краснодарского краевого суда). И единственным обоснованием права (и фактических действий) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, на изменение территориальной подсудности дела, в явочном порядке, без санкции суда (с чем впоследствии фактически согласились и суды) послужило предположение сотрудников этого органа о том, что судьи Ростовского областного суда, если троим из них доведется рассматривать представленные материалы для решения вопроса о даче санкции на "прослушку" районного (в городе Ростове-на-Дону) судьи И.В. Аносова, не обеспечат тайну информации о планируемых в отношении И.В. Аносова оперативно-розыскных мероприятиях. Мотивировалось это предположение исключительно единственным доводом - у И.В. Аносова имеются обширные связи в судебных органах Ростовской области, где он работает длительное время, а потому получение в Ростовском областном суде санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий может привести к нарушению режима секретности. Насколько у судьи районного (одного из) суда в городе Ростове-на-Дону с шестилетним судейским стажем имеются "обширные связи" в Ростовском областном суде - вопрос риторический, никакими объективными данными сей факт не подтвержден, понятие "обширные связи" - оценочное, но само наличие "связей" и степень их "обширности" - постулируются, и из этого предположения, возведенного в ранг непреложной истины, делаются серьезные выводы, на основе которых принимаются юридически значимые решения, в том числе судебные.

4. Что означает вышесказанное и какие из этого следуют выводы, которые либо не заметили, либо своими судебными актами одобрили судебные органы?

Во-первых, возможность органа исполнительной власти (коим является орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность) самостоятельно, в явочном порядке и произвольно, по собственному усмотрению и во внепроцессуальной форме изменять императивно закрепленную законом территориальную подсудность рассмотрения материалов о даче санкции на "прослушку" гражданина, в то время как это, что также императивно закреплено законом, может сделать только вышестоящий суд в процессуальной форме. Закрепление в пункте 1 резолютивной части данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации того, что такое изменение - в отношении судьи - теперь может быть осуществлено решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителем по ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, ни в коей мере не исключает возможность повторения, более того - тиражирования случаев нарушения запрета на самостоятельное, произвольное, внепроцессуальное и т.п. изменение императивно - законом - установленной территориальной подсудности дел в аналогичных случаях. Запрет этот действовал раньше, результат нарушения запрета - в данном случае - никем не отменен, и нет оснований предполагать, что в будущем, при аналогичном нарушении запрета, он будет также отменен - оставив результат (и последствия) этого нарушения неотмененными, Верховный Суд Российской Федерации своими актами от 7 апреля 2010 года и от 7 июня 2010 года создал в этом вопросе прецедент. Тем более, что в полной мере продолжает действовать положение, содержащееся в части первой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", обязывающее суд, получивший "не свое" - с точки зрения определенной законом территориальной подсудности - дело, принять его к рассмотрению, то есть этот суд и сейчас не имеет права и возможности его не принять к производству и не рассмотреть по существу.

Во-вторых, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность в Ростовской области, в настоящем деле по существу произвел отвод всему судейскому коллективу Ростовского областного суда. Фактически по мотиву - среди них (а их там по штатному расписанию 138) нет трех судей (включая председателя и его заместителей), которые, если им будет поручено рассмотрение дела о даче санкции на "прослушку" районного (в городе Ростове-на-Дону) суда, не смогут удержаться и не сообщить об этом данному районному судье. Сам отвод судье (или составу суда), как это жестко регулируется всеми процессуальными кодексами, может производиться исключительно в режиме судопроизводства судом, при наличии определенных оснований и строго персонифицировано. Но не только в подмене судебной власти исполнительной (что само по себе нарушает провозглашенный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей) здесь дело - без всяких оснований, по одному лишь предположению все 138 судей Ростовского областного суда данным правоохранительным органом фактически и - по факту - юридически признаны частично дефектными - по своему психотипу, правовому и морально-этическому компонентам статуса судей и т.д., как не могущие рассматривать данное дело (по существу - все дела данной категории). С очевидностью наличия того обстоятельства, что каждый из этих судей заведомо знает, - допустив "утечку" информации о предстоящей "прослушке" судьи, он совершит этим серьезный должностной проступок, автоматически, в силу статьи 3 и статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" влекущий дисциплинарное наказание в виде досрочного прекращения полномочий судьи (а уж узнать о том, кто из трех судей, рассматривающих это дело, допустил "утечку" такой информации, для органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, труда не составит).

И если данный мотив состоявшегося - по существу - отвода всех 138 судей Ростовского областного суда всерьез признать достаточным основанием для состоявшегося изменения территориальной подсудности дела, то необходимо этот логический ряд продолжить - в форме вопросов. То есть: а) можно ли этим 138 судьям доверить рассмотрение дел, связанных с государственной, оборонной, коммерческой и т.д. тайной, если нельзя доверить рассмотрение дел, связанных со служебной тайной? б) можно ли эту (и эти) категории дел доверять всем судьям всех иных судов звена уровня субъекта Российской Федерации системы судов общей юрисдикции - в идентичных либо аналогичных обстоятельствах, когда к ним с таким же вопросом обратится территориально "свой" орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность? в) и вообще, можно ли вообще всем без исключения российским судьям хоть в чем-то доверять, если можно также безосновательно предположить, что каждый из них, рассматривая любое дело, решит его неправильно? И т.д.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: решение Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу должно было быть концептуально и идеологически иным. Нельзя ставить превыше всего (главное - превыше конституционно-защищаемых статьями 23 (часть 2) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации ценностей) потребность органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в создании доказательственной базы совершаемого судьей преступления. Надежду внушает осторожное по форме пожелание, содержащееся в мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу: признанием оспоренных положений не нарушающими конституционные права и свободы граждан и не противоречащими Конституции Российской Федерации не исключается правомочие федерального законодателя внести в регулирование правил подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи изменений в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом самого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по этому делу.