Социальная защита работников театров

В настоящее время театр на рынке артистического труда оказывается неконкурентоспособен по сравнению с кино и телевидением. Развитие театрального дела в предстоящем 10-летии требует принятия мер, кардинально меняющих ситуацию.

Творческий труд в театре разнообразен и уникален. Спектакли создаются усилиями артистического и художественного персонала - режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и театральных художников. Для художественного персонала отчетливо проявляется тенденция изменения характера договорных отношений с театрами в пользу гражданско-правовых договоров взамен трудовых. Эта категория творцов театра постепенно переходит в группу свободных профессий.

Такая тенденция может привести к исчезновению института художественного руководства, являющегося сущностной составляющей российского репертуарного театра. В этой связи в ближайшие годы усилия государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также театрального сообщества должны быть направлены на поддержку режиссеров, дирижеров и балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей в России или за рубежом, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие.

Артистический персонал, составляющий по численности наибольшую группу среди творческих театральных профессий, в значительной степени сохранил трудовые отношения с работодателями, хотя некоторая незначительная его часть участвует в репетиционном процессе и показе спектаклей на основе гражданско-правовых договоров. При этом, абсолютное большинство артистов, заключающих гражданско-правовой договор в одном театре (театральном проекте), имеет трудовые отношения в другом, поскольку трудовой договор дает ряд актуальных социальных гарантий - ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и др.

Актерская профессия имеет специфику, определяющую необходимость максимально возможной социальной защиты в рамках законодательства Российской Федерации. Оптимально сформированная труппа репертуарного театра требует определенных соотношений по полу и возрасту. При этом ролевой массив репертуара определяет такие соотношения в пользу молодежного и средневозрастного состава артистов. Поэтому актриса, переступившая порог 40-летия, и актер - 50-летия, могут оказаться не занятыми в репертуаре не в силу потери квалификации, а благодаря резкому снижению ролевого материала для этих возрастных групп.

Здесь заложены особые причины актерской безработицы, требующие активных мер социальной защиты. С учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации мер и мероприятий к ним относятся, во-первых, возможность безработному актеру получить работу в театре другого города, во-вторых, пройти переобучение.

Мобильность творческих кадров есть непременное условие для развития театрального искусства, а также для поддержания единства культурного пространства страны. Необходимость актерской миграции определяется не только причинами занятости, но и сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию, готовностью выехать из столицы в театр российской провинции и др.

Возможность миграции творческих кадров может быть обеспечена за счет увеличения числа театров, имеющих служебную жилую площадь (общежития-гостиницы) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, приезжающих на постановку режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов. Строительство или аренда служебной жилой площади должна обеспечиваться за счет соответствующих программ учредителей театра или доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности.

Необходимо также развивать на новом этапе институт "актерской биржи", обеспечивающий возможность личного или виртуального общения артистов и работодателей всей России. Это позволяет в определенной степени преодолевать сложности поиска артистами "подходящей работы", подразумевающей в театральной сфере множество сугубо индивидуальных факторов и возможность трудоустройства в любых регионах страны. Функцию "актерской биржи" должны взять на себя созданные в форме некоммерческих организаций независимые театральные агентства. Их деятельность должна поддерживаться театрами и театральным сообществом. Только при наличии такой поддержки "актерские биржи" смогут расширить свои функции, вернуть артистам и работодателям возможность ежегодного личного общения, стать полноценным элементом инфраструктуры театрального дела, необходимым для развития театра в современных условиях.