VIII. Наука о театре

Наука о театре, или театроведение в широком смысле, - неотъемлемая часть российского театрального дела. Отечественное театроведение не является сферой, академически обособленной от живого искусства театра: с момента зарождения оно имеет самую непосредственную связь с повседневной театральной практикой. Специфика российского театроведения, отличающая его от многих мировых научных школ, как раз и состоит в его исключительной близости к живому театру.

В этой связи задача сохранения отечественных профессиональных театроведческих традиций на ближайшее 10-летие становится все более и более важной.

На современном этапе развития театра необходимо прежде всего укреплять и развивать взаимодействие науки о театре и театральной практики. Науке о театре должно принадлежать первенство в общественных дискуссиях о театре как явлении искусства, она должна давать пример высокого идейного уровня суждения о художественном результате и прививать его театральному сообществу и зрителям. Современная театральная критика тяготеет преимущественно к жанрам журналистики, в то время как российская театроведческая традиция анализа спектакля исконно являла собою единство истории, теории и критики.

Науку о театре в XXI веке невозможно представить без исследований театра как социально-экономического института в его истории и современности. Это крупное научное направление начиная с 20-х годов мощно развивается в России бок о бок с традиционной академической наукой о театре, включает в себя социологию и экономику театра, исследования по организации и управлению театром.

Цель государственной поддержки науки о театре - всемерно содействовать развитию театроведения на основе отечественной научной традиции.

Основной средой для формирования научных кадров в области театра является система театральных вузов и научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами искусства. Для развития театроведения необходимо поддерживать институты научного общения как уже состоявшихся ученых, так и аспирантов и студентов-театроведов. Поэтому при формировании государственной политики в области театра необходимо:

обеспечить государственную поддержку проведения регулярных международных конференций аспирантов и студентов-театроведов, обучающихся по специальности "театральное искусство";

разработать программу поддержки исследований молодых ученых в области театра, которая включала бы поездки в крупнейшие мировые театральные центры;

разработать программу перевода важнейших русских театроведческих трудов на европейские языки, что позволит разрушить языковую изоляцию русскоязычных гуманитарных трудов и занять подобающее место в мировой науке о театре;

оказывать самую серьезную поддержку изданиям о театре, ориентированным на гармоничное сочетание театральной критики, истории и теории театра, комплексный анализ спектакля;

оказывать поддержку исследованиям театрально-научной и театрально-критической практики для формирования всероссийской "театроведческой сети" при активнейшем участии молодых специалистов, которая целенаправленно занималась бы фиксацией, описанием и осмыслением театральной жизни в регионах России.

Современный этап характеризуется повышенным интересом к разнообразным формам развития театрального дела, нахождением нового управленческого инструментария, необходимостью выработки конкретных предложений по насущным вопросам экономики и управления театром, поэтому данное научное направление становится актуальным и заслуживает разнообразной поддержки.

Именно этому направлению театроведческой науки предстоит выработать объективные индикаторы и показатели деятельности театра, не просто отражающие количественные аспекты, но и характеризующие социальную роль театра, уровень его творческого развития.

Фундаментом всех исследований в рамках этого научного направления являются системные исследования актуальных проблем современного театрального процесса и комплексный мониторинг сети театральных организаций, репертуара, зрительской аудитории, динамики экономических показателей деятельности театров и эффективности нормативно-правовой базы театрального дела.

Формирование системы государственной и общественной поддержки всероссийского мониторинга театральной жизни (включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства) следует признать одним из приоритетов государственной политики в области театра и науки о театре.

Разработка генеральной схемы всероссийского мониторинга, его индикаторов и показателей, методических рекомендаций по его результатам должна стать задачей научно-исследовательских центров, работающих в области культуры и искусства. Все данные этого мониторинга должны в сводном виде поступать в Министерство культуры Российской Федерации и периодически публиковаться в открытой печати на электронных или бумажных носителях.