Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров

Подготовка кадров и повышение квалификации

работников театров

Подготовку творческих кадров для театров ведут 8 государственных театральных вузов страны. В Москве располагаются 4 из них, еще 4 в гг. Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Актеров со средним специальным образованием готовят 3 театральных училища. Подготовка актеров и режиссеров ведется в ряде образовательных учреждений культуры и искусства, а также в других непрофильных государственных и частных образовательных учреждениях, получивших лицензию и государственную аккредитацию на подготовку этих специалистов. Для музыкальных театров подготовку артистов оркестра, солистов-вокалистов, артистов балета, артистов хора ведут консерватории и музыкальные училища, высшие и средние специальные хореографические учебные заведения.

Особенность образования в области театрального искусства, как и в других видах искусства, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику образования в области театрального искусства, которая в недостаточной степени учитывается законодательством Российской Федерации об образовании и другими нормативными правовыми актами.

Отечественная театральная школа - признанный мировой лидер, что подтверждается регулярными успехами представителей России на международных театральных конкурсах, фестивалях, постоянным приглашением за рубеж преподавателей творческих дисциплин российских театральных учебных заведений и т.п.

Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах. Подобных специалистов в рамках специальности "театрально-декорационное искусство" готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в гг. Москве, Казани и Уфе), что не обеспечивает потребности отрасли.

В условиях демократизации культурной жизни особой задачей высших учебных заведений является подготовка в соответствии с федеральными государственными стандартами специалистов - продюсеров исполнительского искусства, способных инициировать творческие идеи, давать квалифицированную оценку творческим инициативам других работников театра, брать на себя финансовую и организационную ответственность за реализацию художественных проектов, готовых осуществлять общее руководство театром. Успешный многолетний опыт подготовки таких специалистов есть на продюсерских факультетах в Российской академии театрального искусства - ГИТИСе, Школе-студии (институте) имени Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова, в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Важность развития этого направления образования подтверждается включением специальности "продюсерство" в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136. По этой специальности утвержден федеральный государственный образовательный стандарт.

Состав материальной базы театрального учебного заведения определяется, с одной стороны, общими для любого учебного заведения характеристиками, то есть наличием современно оборудованной учебной библиотеки, аудиторий, где могут проводиться лекционные и семинарские занятия, компьютерных классов, с другой стороны, потребностью в специальных аудиториях, оснащенных театральной техникой, музыкальными инструментами, элементами декораций, сценическими костюмами и реквизитом, а также в учебном театре, обладающем всем необходимым не только для проведения спектаклей на современном уровне, но и мастерскими для подготовки оформления новых постановок. Для целей подготовки театральных специалистов необходимо более активно использовать как сценические площадки, так и художественно-производственные мастерские. Вместе с тем материально-техническая база российских театральных учебных заведений требует совершенствования - расширения площадей для образовательной деятельности и современного оснащения специальных аудиторий и учебных театров. Освоение будущими актерами, режиссерами и театральными художниками всех компонентов своей профессии на высоком уровне требует адекватных расходов на постановки спектаклей в учебном театре.

В интересах развития отечественного театрального дела требует государственной поддержки проведение мероприятий (молодежных театральных фестивалей, творческих конкурсов, лабораторий и др.), способствующих осуществлению первых самостоятельных работ, вхождению в профессиональную творческую деятельность выпускников театральных образовательных учреждений.

Отдельная проблема - поддержание признанного мировым театральным сообществом высокого уровня отечественного образования в этой сфере и дальнейшее повышение его качества. Законодательство Российской Федерации в области образования позволило значительному количеству непрофильных государственных и частных вузов реализовать образовательные программы по театральным специальностям, получив необходимые лицензии и государственную аккредитацию. По оценкам экспертов, ряд из них снижает общий уровень отечественной подготовки театральных специалистов. Оценка качества при проведении аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ориентируется в основном на документальную проверку. В сфере искусства результаты такой проверки часто не дают оценки реального качества подготовки. Адекватные формы оценки качественного уровня образования в области театрального и других видов искусства при аккредитации образовательных программ соответствующих направлений (специальностей) в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования требуют широкого привлечения опытных экспертов соответствующей области искусства.

Система повышения квалификации театральных специалистов и театральных педагогов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации как творческие стажировки.

Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации театральных специалистов, являющейся важным элементом театрального дела в России. Учредители должны поддерживать эту деятельность театров.

Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой стороны, - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.

Художественно-творческий процесс в театре возглавляет специалист соответствующего профиля, обладающий необходимым авторитетом в коллективе и в театральном сообществе. В драматическом театре - это, как правило, режиссер, в музыкальном - дирижер, режиссер и балетмейстер. Организационно-хозяйственные функции исполняет директор или исполнительный директор (директор-распорядитель).

Законодательство Российской Федерации позволяет учредителю заключить трудовые договоры либо с каждым из них - художественным руководителем и директором, разделяя их компетенцию и ответственность, либо с одним из них. В последнем случае единоначальник - художественный руководитель или директор - принимает на себя всю полноту ответственности за результаты как художественно-творческой, так и организационно-хозяйственной деятельности.

Руководители театров (художественные и административные) должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

Система подготовки кадров и повышения квалификации в интересах развития театрального дела в предстоящем периоде предусматривает:

мероприятия, направленные на приведение материально-технической базы учреждений высшего и среднего профессионального образования в области искусства в соответствие с современными требованиями, а также на обеспечение учебных спектаклей сценическо-постановочными средствами в соответствии с потребностями качественной подготовки кадров для российских театров;

подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях художников-декораторов, художников-бутафоров и художников-гримеров в рамках специальности среднего профессионального образования "театрально-декорационное искусство";

развитие и совершенствование подготовки продюсеров исполнительского искусства в театральных вузах;

применение адекватных форм оценки качественного уровня театрального (музыкального, хореографического) образования при аккредитации соответствующих направлений (специальностей) в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов;

повышение качества образовательных программ вузовской подготовки и повышение квалификации специалистов - руководителей театров.