Театральное предложение

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами России: со 108 тыс. в середине 90-х годов до 139 тыс. в 2009 году. Увеличилось и число новых постановок - с 1705 в 1993 году до 2350 в 2009 году. Такой рост показателей пропорционален увеличению количества театров за тот же период.

Число спектаклей, показанных на собственных площадках, выросло с 87,6 тыс. в 2003 году до 104,3 тыс. в 2009 году. Число посещений российских театров после резкого спада (конец 80-х годов - первая половина 90-х годов) начиная с 2000 года имело тенденцию роста, а в 2003 - 2009 годах стабилизировалось на отметке 30 млн. посещений +/-1,5 процента в год.

Стабилизация числа посещений театров при росте количества показанных спектаклей объясняется, в частности, тенденцией увеличения числа мероприятий на малых площадках. Появление малых сцен в начале 70-х годов в российских театрах, получившее в последующем большое распространение, определяется сменой культурной парадигмы и соответствует общемировым тенденциям. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, в большинстве стран, включая Россию, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. В основном за их счет происходит расширение театрального предложения. Этим обстоятельством обусловлен относительно незначительный показатель количества зрителей в среднем на один спектакль, составивший в 2009 году 217 человек.

Нехватка театров в прошлые 10-летия частично восполнялась широко распространенной системой гастролей, которая к тому же укрепляла связи в едином театральном пространстве страны, способствовала межнациональному общению, демонстрации лучших художественных достижений, знакомству жителей провинции с творчеством ведущих мастеров сцены столиц, расширению театрального предложения. Благодаря активной гастрольной деятельности в летний период жители многих городов России для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве дополнительно к тому, что им предлагал местный театр, могли выбрать еще до 20 спектаклей различных жанров из репертуара гастролеров. Со свертыванием гастрольной деятельности в распоряжении жителя города с одним театром остался репертуар из 10 - 15 спектаклей, ежегодно обновляющийся на несколько единиц.

Хотя гастрольная деятельность после серьезного спада в 90-х годах несколько оживилась, выездные и гастрольные показы составляют до 30 процентов деятельности театров, крайне низким остается показатель в отношении гастролей за пределами своего региона. В 2009 году гастрольные спектакли государственных и муниципальных театров за пределами своего региона составили немногим более 2 процентов общего количества проведенных ими мероприятий. В 80-х годах этот показатель был на порядок выше.

Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. По данным государственной статистики, 62 театра юного зрителя составляют 10,6 процента общего числа государственных и муниципальных театров.

Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российским театром.

Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры для детей - первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра.

Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданные в 20-х годах многочисленные театры юного зрителя (ТЮЗы), а позже и музыкальные театры для детей стали первым и уникальным мировым опытом, вскоре распространившимся на многие другие страны. Театры юного зрителя, призванные органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания.

Будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают свыше 100 театров кукол. Но они ориентированы главным образом на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. В настоящее время театров юного зрителя нет в половине субъектов Российской Федерации. Сеть детских театров должна быть расширена.

Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.