5. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
Начало применения механизмов саморегулирования в качестве альтернативы институту государственного лицензирования показывает, что при наличии определенных улучшений, выразившихся в том числе в избавлении ряда отраслей от недобросовестных и недостаточно компетентных участников и повышении прозрачности процедур допуска на рынок, наблюдается также и ряд объективных недостатков, связанных в первую очередь с низкой эффективностью исполнения саморегулируемыми организациями возложенных на них законодательством функций. Низкая активность наблюдается в части включения саморегулируемых организаций в процесс стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности, во многих сферах отсутствует опыт применения механизмов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций, невысока эффективность контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями в отношении своих членов, не обеспечивается должный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций, а также отсутствуют наработанные механизмы внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций.
Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения властных полномочий органов государственной власти и административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности отдельных отраслей экономики создает обременительные условия для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых организаций (вступительные, членские и целевые).
Указанные недостатки во многом обусловлены отсутствием единых подходов к выстраиванию системы саморегулирования в отдельных отраслях и отклонением от базовой концепции саморегулирования в рамках отдельных отраслевых законов. Вместе с тем принципы создания саморегулируемой организации, признания государством ее статуса и формирования внутренней структуры должны быть едины вне зависимости от отрасли, в которой эта организация существует. Институт саморегулирования предполагает наличие у саморегулируемой организации вполне определенного спектра задач и функций, отличающих ее от любого другого предпринимательского или профессионального объединения. Отраслевое законодательство может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования саморегулируемых организаций в отдельной сфере, только при условии, что это не разрушает фундамент института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям.
Проведение анализа деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах позволило сформировать целостное представление о состоянии института саморегулирования, выявить общие недостатки и тенденции, выработать системный подход к преодолению проблем, большая часть из которых является общей для всей системы саморегулирования вне зависимости от отраслевой принадлежности отдельных саморегулируемых организаций. В рамках указанного подхода предполагается осуществление следующих мероприятий:
разработка проекта федерального закона, направленного на уточнение норм Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в части регламентации вопросов разработки стандартов, формирования и использования средств компенсационных фондов, осуществления контроля саморегулируемых организаций за своими членами и контроля уполномоченных органов за деятельностью саморегулируемых организаций, механизмов работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров, а также в части формирования национальных объединений (советов) и состава особенностей, регламентация которых допустима в рамках иных федеральных законов;
разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в смежное законодательство, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в федеральные законы, регулирующие вопросы создания саморегулируемых организаций в отдельных отраслях, с учетом обоснованных особенностей и установлением необходимых переходных периодов;
осуществление регулярного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций в отдельных сферах деятельности в целях выработки дальнейших мер по совершенствованию института саморегулирования в Российской Федерации.
Кроме того, необходима реализация мер, направленных на совершенствование и унификацию существующих требований к саморегулируемым организациям, обеспечивающих необходимую степень детализации и конкретизации и позволяющих саморегулируемым организациям на должном уровне исполнять возложенные законодательством функции.
Дальнейшее введение механизмов саморегулирования с обязательным членством в каждом конкретном случае должно базироваться на оценке потребности той или иной сферы в регулировании, анализе преимуществ и недостатков допустимых альтернатив регулирования и сопровождаться тщательным изучением возможных последствий реализации такой меры (в том числе оценкой воздействия механизмов саморегулирования на конкуренцию и негативных эффектов, связанных с излишним повышением финансовой нагрузки на участников отдельных рынков) с учетом результатов консультаций с субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности и их объединениями.
Вместе с тем должна осуществляться поддержка (в первую очередь информационная) развития саморегулируемых организаций и иных общественных объединений, обладающих атрибутивными признаками саморегулирования на добровольных началах. Развитие механизмов саморегулирования на добровольных началах, применение правил и стандартов ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, а также информирование потенциальных потребителей товаров и услуг, производимых членами саморегулируемых организаций, об основных плюсах таких организаций, в том числе об обеспечении контроля за соблюдением установленных требований и применении механизмов имущественной ответственности в случае причинения ущерба, позволят заложить основу формирования системы рыночных сигналов и развития репутационных механизмов в отдельных отраслях экономики. При этом для сфер деятельности, в рамках которых существуют саморегулируемые или аналогичные им организации, основанные на принципах добровольного членства и имеющие опыт в области стандартизации и определении правил в указанных сферах, а также наработанные механизмы контроля за соблюдением действующих требований, может рассматриваться вопрос об обязательном членстве участников таких рынков в саморегулируемых организациях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей