4. Особенности организации и проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере труда

4. Особенности организации и проведения плановых

проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными

предпринимателями обязательных требований в сфере труда

4.1. Общие требования к порядку организации и проведения плановой проверки приведены в статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

4.2. Предметом плановой проверки, проводимой уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда, является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления хозяйственной деятельности обязательных требований в сфере труда, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В плановом порядке, как правило, проводятся комплексные либо тематические проверки, основной целью которых является осуществление комплекса надзорно-контрольных мероприятий, связанных с проверкой фактического соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда, содержащихся в основных или отдельных разделах (институтах) трудового права.

В период между плановыми проверками в необходимых случаях в отношении данного хозяйствующего субъекта могут быть проведены внеплановые проверки либо и процессуальные действия, регламентированные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.3. В соответствии с требованиями части 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении каждой плановой проверки проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о ее проведении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Формулировка срока уведомления, изложенная в упомянутой правовой норме "не позднее чем в течение трех дней", позволяет считать, что уведомление должно быть сделано не позднее трех дней до начала проведения проверки.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления проверяемого лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое впоследствии может быть объективно подтверждено в рамках проверки действий уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда органами прокуратуры или суда.

В этой связи следует учитывать, что при направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.

Кроме того, в качестве "иных доступных способов" уведомления может рассматриваться вручение копии распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица с получением расписки о получении копии распоряжения о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, содержащей дату и время получения, подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия распоряжения о проверке может быть также направлена уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, подписью и данными подписанта (ФИО, должность).

4.4. Плановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки с учетом требований, установленных в статьях 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ, а также настоящих Методических рекомендаций.

Форма проведения проверки определяется при формировании ежегодного плана проверок и указывается в распоряжении руководителя органа Роструда (его заместителя) о проведении проверки.

4.5. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также формируемых ими при осуществлении хозяйственной деятельности, связанных с исполнением обязательных требований в сфере труда, исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда.

При проведении плановой проверки в форме документарной проверки необходимо руководствоваться следующими обязательными положениями:

4.5.1. В начале проведения плановой документарной проверки уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводящим проверку, в первую очередь, рассматриваются документы проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя и сведения о нем, имеющиеся в органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов и иные материалы ранее проведенных в отношении данного хозяйствующего субъекта надзорно-контрольных мероприятий).

4.5.2. В случае отсутствия или недостаточности в органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда, уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводящим проверку, проверяемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю направляется копия распоряжения о начале проведения проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов проводимых мероприятий по контролю (надзору).

При направлении запроса целесообразно письменно предупредить работодателя об административной ответственности за непредоставление в срок запрашиваемой информации.

Не допускается требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Следует учитывать также, что с 1 января 2011 года уполномоченным должностным лицам федеральной инспекции труда при проведении документарных проверок запрещается требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены органом Роструда от иных органов государственного контроля (надзора) либо органов муниципального контроля.

4.5.3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).

Нарушение данного положения Федерального закона N 294-ФЗ является достаточным основанием для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого лица в соответствии с нормами статьи 19.7 КоАП РФ.

4.5.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в представленных проверяемым лицом документах, вызывает обоснованные сомнения, а также если представленные сведения содержат ошибки и (или) противоречия, не соответствуют сведениям, содержащимся в имеющихся в органе Роструда документах, полученных в ходе осуществления государственного надзора и контроля, информация об этом направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводящим плановую документарную проверку, будут установлены признаки нарушений обязательных требований в сфере труда, указанное должностное лицо вправе провести выездную проверку с учетом особенностей, указанных в разделе 5 настоящих Методических рекомендаций.

В этих случаях для проведения выездной проверки на основании служебной записки уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, проводившего в установленном порядке плановую или внеплановую документарную проверку, руководителем органа Роструда (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки.