2. Планирование мероприятий по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
2. Планирование мероприятий по осуществлению
контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями требований трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права
2.1. Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, перечень которых установлен статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации <*>, осуществляется органами Роструда на основании планов проведения надзора и контроля в установленной сфере деятельности и ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <**>, сформированных в соответствии с положениями и ограничениями, установленными статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ с учетом требований организационно-распорядительных документов Роструда <***>.
--------------------------------
<*> Далее - обязательные требования в сфере труда.
<**> Далее - ежегодный план проверок.
<***> Приказ Роструда от 28 октября 2010 года N 455 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
2.2. При формировании органами Роструда ежегодных планов проверок необходимо учитывать следующее:
2.2.1. В соответствии с положениями статей 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В свою очередь в соответствии с положениями статей 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ плановые или внеплановые мероприятия по контролю (надзору) проводятся в форме документарных либо выездных проверок.
2.2.2. В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения проверки в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством. В то же время, в соответствии с положениями части 9 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с иной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
2.2.3. Установленный в части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям.
Следует учитывать, что каждое из установленных ограничений является самостоятельным основанием для проведения плановой проверки и в этой связи в каждом конкретном случае при принятии решения о включении проверки в ежегодный план проверок необходимо учитывать наличие либо отсутствие каждого из указанных ограничений.
Необходимо учитывать также, что между проверками хозяйствующих субъектов, проводимыми органами Роструда в плановом порядке в соответствии с требованиями законодательства и настоящими Методическими рекомендациями, уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда могут проводиться оперативные надзорно-контрольные мероприятия, в том числе в форме внеплановых проверок при наличии оснований для их проведения, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, количество которых не регламентируется действующим законодательством, так как они обусловлены исключительно возникшими объективными обстоятельствами.
2.2.4. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований проведения плановой проверки, установленных частями 2, 3 и 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ (равно как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок), относится к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.
Одновременно с этим в соответствии со статьей 19.6.1 КоАП РФ проведение уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда проверки при отсутствии оснований для этого является одним из оснований для привлечения его к административной ответственности.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, при подготовке предложений по формированию ежегодных планов проверок уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда должны быть всесторонне изучены сведения относительно ранее проведенных в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю (надзору).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей