Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Категория 7. Навигация и авиационная электроника

Категория 7. Навигация и авиационная

электроника

7.1. Системы, оборудование и компоненты

Примечание. Для автопилотов

подводных аппаратов смотрите Категорию

8, для РЛС смотрите Категорию 6

7.1.1. Линейные акселерометры, предназначенные 901420900;

для использования в инерциальных 903289

системах навигации или наведения и

имеющие любую из следующих

характеристик, и специально

разработанные для них компоненты:

(в ред. Указа Президента РФ от 28.09.2001 N 1156)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) стабильность смещения менее (лучше)

130 микро g относительно фиксированной

калиброванной величины на протяжении

периода в 1 год;

б) стабильность масштабного

коэффициента менее (лучше) 130 долей на

миллион относительно фиксированной

калиброванной величины на протяжении

периода в 1 год; или

в) специфицируемые для функционирования

при уровнях линейных ускорений,

превышающих 100 g

Особое примечание. Для угловых или

вращающихся акселерометров см. пункт

7.1.2

(особое примечание введено Указом Президента РФ от 28.09.2001

N 1156)

7.1.2. Гироскопы и угловые или вращающиеся 901420990;

акселерометры, имеющие любую из 903289

следующих характеристик, и специально

разработанные для них компоненты:

а) стабильность скорости дрейфа,

измеренную в условиях воздействия 1 g

на протяжении периода в 3 месяца

относительно фиксированной

калиброванной величины:

(в ред. Указа Президента РФ от 28.09.2001 N 1156)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) менее (лучше) 0,1 град. в час, когда

паспортные (номинальные) данные

приведены для функционирования при

уровнях линейных ускорений ниже 10 g;

или

2) менее (лучше) 0,5 град. в час, когда

приведены паспортные (номинальные)

данные для функционирования при уровнях

линейных ускорений от 10 до 100 g

включительно; или

б) специфицируемые для функционирования

при линейных ускорениях с уровнем,

превышающем 100 g

7.1.3. Инерциальные навигационные системы 901410900;

(платформенные карданные и 901420900

бесплатформенные бескарданные) и

инерциальное оборудование,

разработанное для летательных

аппаратов, наземных средств

передвижения или космических аппаратов

для определения местоположения,

наведения или управления, имеющие любую

из следующих характеристик, и

специально разработанные для них

компоненты:

а) навигационную ошибку (чисто

инерциальную) после нормальной выставки

от 0,8 морской мили в час

(50-процентная круговая вероятная

ошибка -КВО) или менее (лучше); или

б) специфицируемые для функционирования

при уровнях линейных ускорений свыше

10 g

Примечания. 1. Параметры, указанные

в подпункте "а" пункта 7.1.3, применимы

для любого из следующих условий среды:

а) входная случайная вибрация на

предельном уровне величиной корень

квадратный из 7,7 g в первые полчаса и

общие испытания в течение полутора

часов вдоль каждой из осей по трем

перпендикулярным направлениям, когда

может иметь место следующая случайная

вибрация:

1) постоянная спектральная плотность

мощности от 0,04 g2/Гц в частотном

интервале от 15 до 1000 Гц; и

2) спектральная плотность мощности

спадает в зависимости от частоты от

0,04 g2/Гц до 0,01 g2/Гц в частотном

интервале от 1000 до 2000 Гц; или

б) вращение и рыскание равны или более

+2,62 рад/с (150 град/с); или

в) условий, указанных в национальных

стандартах, положения которых

эквивалентны пунктам "а" и "б"

настоящего примечания

2. По пункту 7.1.3 не контролируются

инерциальные навигационные системы,

сертифицированные для применения на

гражданских летательных аппаратах

гражданской администрацией

государства - участника соглашений

7.1.4. Гироастрокомпасы и другие устройства, 901420900;

которые обеспечивают определение 901480000

местоположения или ориентацию

посредством автоматического слежения

небесных тел или спутников с точностью

по азимуту, равной или менее (лучше)

5 угловых секунд

7.1.5. Приемная аппаратура глобальных 901420900;

навигационных спутниковых систем (GPS 901480000

или ГЛОНАСС), имеющая одну из следующих

характеристик, и специально

разработанные для нее компоненты:

а) использующая дешифровку; или

б) использующая антенны с управляемой

диаграммой направленности ("провал" в

диаграмме направленности)

7.1.6. Бортовые альтиметры, действующие на 852610110;

частотах, отличных от 4,2 до 4,4 ГГц 852691900

включительно, имеющие одну из следующих

характеристик:

а) управление мощностью; или

б) использующие амплитудную модуляцию с

переменной фазой

7.1.7. Радиопеленгаторное оборудование, 852691900

действующее на частотах свыше 30 МГц и

имеющее все следующие характеристики, и

специально разработанные для него

компоненты:

а) мгновенное значение ширины полосы

пропускания 1 МГц или более;

б) параллельную работу на более чем 100

частотных каналах; и

в) производительность более 1000

пеленгований в секунду на частотный

канал

7.2. Испытательное, контрольное и

производственное оборудование

7.2.1. Оборудование для испытаний, калибровки, 903110000;

выставки, специально разработанное для 903120000;

оборудования, контролируемого по 903180

пункту 7.1

Примечание. По пункту 7.2.1 не

контролируется оборудование для

испытаний, калибровки, выставки для

технического обслуживания по первому и

второму уровням

Технические примечания.

1. Техническое обслуживание по первому

уровню

Повреждение инерциального

навигационного устройства на

летательном аппарате обнаруживается по

показаниям устройств контроля и

отображения информации или по сообщению

сигнализации от соответствующей

подсистемы. Впоследствии вызванное

повреждение может быть устранено

фирмой - изготовителем путем замены

неисправного устройства. Оператор

удаляет это устройство и заменяет его

запасным

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Техническое обслуживание по второму

уровню

Неисправное устройство посылается для

ремонта в производственный цех фирмы

или оператору, ответственному за

техническое обслуживание по второму

уровню. В производственном цехе

неисправное устройство испытывается

различными соответствующими средствами,

чтобы проверить и локализовать

неисправный модуль устройства,

подлежащий замене в цехе. Этот

поврежденный модуль устройства

удаляется и заменяется действующим

запасным. Поврежденный модуль

устройства (или по возможности

устройство) затем возвращается

изготовителю

Техническое обслуживание по второму

уровню не включает извлечение

подпадающих под контроль акселерометров

и гироскопических датчиков из

заменяемого в заводских условиях модуля

устройства

(в ред. Указа Президента РФ от 28.09.2001 N 1156)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2.2. Оборудование, специально разработанное

для оценки характеристик зеркал

кольцевых лазерных гироскопов, такое

как:

7.2.2.1. Рефлектометры, имеющие точность 903180

измерений в 10 миллионных долей или

менее (лучше)

7.2.2.2. Профилометры, имеющие точность 903180

измерений в 0,5 нм (5 ангстрем) или

менее (лучше)

7.2.3. Оборудование, специально разработанное 8413;

для производства оборудования, 842119910;

контролируемого по пункту 7.1 842119990;

Примечание. Пункт 7.2.3 включает: 903110000;

а) испытательные установки для 903120000;

регулирования гироскопов; 903180

б) установки для динамической

балансировки гироскопов;

в) установки для испытания гиромотора;

г) установки для наполнения и откачки

рабочего вещества гироскопа;

д) центрифуги для гироподшипников;

е) установки для выравнивания осей

акселерометра

7.3. Материалы - нет

7.4. Программное обеспечение

7.4.1. Программное обеспечение, специально

созданное или модифицированное для

разработки или производства

оборудования, контролируемого по пункту

7.1 или 7.2

7.4.2. Текст программы для использования в

любом инерциальном навигационном

оборудовании, включая инерциальное

оборудование, не контролируемое по

пункту 7.1.3 или 7.1.4, либо в системах

определения курсового направления

в воздухе

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. По пункту 7.4.2 не

контролируются тексты программ для

использования в платформенных системах

определения положения в воздухе

Техническое примечание. Система

определения положения (курсового

направления) летательного аппарата в

воздухе, как правило, отличается от

инерциальной навигационной системы

(ИНС) тем, что система определения

углового (курсового) положения

летательного аппарата в воздухе

обеспечивает информацией о положении

самолета в воздухе и направлении и

обычно не обеспечивает информацией об

ускорении, скорости и положении

(координате), снимаемой с ИНС

7.4.3. Другое программное обеспечение, такое

как:

7.4.3.1. Программное обеспечение, специально

разработанное или модифицированное для

улучшения действующих характеристик или

уменьшения навигационной ошибки систем

до уровней, указанных в пункте 7.1.3

или 7.1.4;

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4.3.2. Текст программы для гибридных

комплексированных систем, которые

улучшают действующие характеристики или

уменьшают навигационную ошибку систем

до уровней, указанных в пункте 7.1.3,

при комплексировании инерциальных

данных с любыми из навигационных

данных, получаемых от:

а) допплеровского определителя

скорости;

б) глобальной навигационной спутниковой

системы (GPS или ГЛОНАСС); или

в) базы данных о рельефе местности;

7.4.3.3. Текст программы для комплексированных

авиационных или космических систем,

которые объединяют данные измерительных

датчиков и используют экспертные

системы;

7.4.3.4. Текст программы для разработки любого

из следующих видов оборудования:

7.4.3.4.1. Цифровых систем управления полетом для

общего управления полетом;

7.4.3.4.2. Комплексированных систем управления

полетом и двигателей;

7.4.3.4.3. Систем управления по проводам или по

сигнальным огням;

7.4.3.4.4. Отказоустойчивых и самоперестраиваемых

активных систем управления полетом;

7.4.3.4.5. Бортового автоматического оборудования,

управляющего ориентацией;

7.4.3.4.6. Воздушно - информационных систем,

основанных на сведениях о поверхностных

помехах; или

7.4.3.4.7. Проекционных дисплеев с головками

растрового типа или трехмерных дисплеев

7.4.3.5. Программное обеспечение системы

автоматизированного проектирования,

специально разработанное для создания

активных систем управления полетом,

систем многокоординатного управления

вертолетом по проводам или сигнальным

огням или вертолетных систем контроля

направления или противовращения с

контролируемой циркуляцией, технологии

которых контролируются по пунктам

7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2

7.5. Технология

7.5.1. Технологии, в соответствии с общим

технологическим примечанием

предназначенные для разработки

оборудования или программного

обеспечения, контролируемых по пунктам

7.1, 7.2 или 7.4

7.5.2. Технологии, в соответствии с общим

технологическим примечанием

предназначенные для производства

оборудования, контролируемого по пункту

7.1 или 7.2

7.5.3. Технологии, в соответствии с общим

технологическим примечанием

предназначенные для ремонта,

капитального ремонта и восстановления

оборудования, контролируемого по

пунктам 7.1.1 - 7.1.4

Примечание. По пункту 7.5.3 не

контролируются технологии технического

обслуживания, непосредственно

связанного с калибровкой, демонтажем

или заменой неисправных или непригодных

к эксплуатации типовых заменяемых

элементов и местоположением

специализированного ремонта летательных

аппаратов гражданского применения,

которые описаны в руководствах

технического обслуживания по первому

или второму уровню

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особое примечание. Для целей пункта

7.5.3 см. техническое примечание к

пункту 7.2.1

7.5.4. Другие технологии, такие как:

7.5.4.1. Технология для разработки или

производства:

7.5.4.1.1. Бортового автоматически управляемого

оборудования, работающего на частотах,

превосходящих 5 мГц;

7.5.4.1.2. Воздушно - информационных систем,

основанных только на поверхностных

статических данных, то есть систем,

которые обходятся без стандартных

воздушных проб;

7.5.4.1.3. Проекционных дисплеев с головками

растрового типа или трехмерных дисплеев

для летательных аппаратов;

7.5.4.1.4. Инерциальных навигационных систем или

гироастрокомпасов, содержащих в себе

акселерометры или гироскопы,

контролируемые по пункту 7.1.1 или

7.1.2;

7.5.4.1.5. Электрических исполнительных механизмов

(то есть электромеханических,

электрогидростатических и

интегрированных исполнительных блоков),

специально разработанных для прямого

управления полетом;

7.5.4.1.6. Групп оптических датчиков системы

управления полетом, специально

разработанных для применения в активных

системах управления полетом

7.5.4.2. Технологии разработки активных систем

управления полетом (включающих полет с

управлением по проводам или сигнальным

огням), включая:

7.5.4.2.1. Конфигурацию, разработанную для связи

множества микроэлектронных

вычислительных элементов (бортовых

компьютеров), позволяющую реализовать

законы управления в реальном масштабе

времени;

7.5.4.2.2. Компенсацию зависимости управления от

расположения измерительного датчика или

динамических нагрузок каркаса

летательного аппарата, например,

компенсацию вибрационного фона датчика

или вариацию размещения датчиков

относительно центра тяжести;

7.5.4.2.3. Электронное управление избыточными

данными или системами резервирования

для определения ошибки, допустимого

отклонения ошибки, локализации ошибки

или ее реконфигурации

Примечание. По пункту 7.5.4.2.3 не

контролируется технология

проектирования физической избыточности;

7.5.4.2.4. Управление летательным аппаратом,

которое позволяет автономно изменять

структуру сил и моментов в полете в

реальном масштабе времени;

7.5.4.2.5. Комплексирование цифровой системы

управления полетом, системы навигации и

данных системы управления двигателем в

цифровую систему общего управления

полетом

Примечание. По пункту 7.5.4.2.5 не

контролируются:

а) технологии проектирования

комплексированных цифровых систем

управления полетом, навигации и

контроля данных двигателя, объединенных

в цифровую систему управления полетом

для оптимизации траектории полета;

б) технологии проектирования

авиационных средств навигации,

предназначенных исключительно для

курсового всенаправленного радиомаяка

СВЧ - диапазона, дальномерной

аппаратуры, системы "слепой" посадки,

системы посадки СВЧ - диапазона или

системы захода на посадку;

7.5.4.2.6. Полностью автономную цифровую систему

управления полетом или многодатчиковую

систему организации работы управляющих

систем, использующих экспертные системы

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особое примечание. Для технологий

полностью автономной электронно -

цифровой системы управления двигателями

(ФАДЕК) см. пункт 9.5.3.1.9

(в ред. Указа Президента РФ от 04.01.1999 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.5.4.3. Технология для разработки следующих

вертолетных систем:

7.5.4.3.1. Многокоординатных средств управления по

проводам или сигнальным огням, которые

объединяют по крайней мере две из

следующих функций в один управляющий

элемент:

а) управление несущим винтом;

б) управление вращением;

в) управление рысканием

7.5.4.3.2. Системы управления моментом вращения и

скручивающим усилием при вращательном

движении;

7.5.4.3.3. Вращающихся лопастей с переменной

геометрией аэродинамического профиля

для систем с управляемыми лопастями