I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

Проблему социально-экономического развития России, на решение которой направлена подпрограмма, можно определить как неготовность долгосрочного обеспечения технологической независимости российского машиностроения, прежде всего его стратегических отраслей, за счет развития отечественного производства средств машиностроительного производства, в частности станкостроительной и инструментальной промышленности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены высокотехнологичные сектора экономики, в которых Российская Федерация обладает наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами, в том числе авиационная, судостроительная и ракетно-космическая отрасли промышленности, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, а также поставлены целевые ориентиры роста машиностроительного комплекса, в частности доля машиностроения в структуре экономики должна составить в 2020 году 23 процента по сравнению с 14,9 процента в 2007 году.

Машиностроение является основой технологической и, как следствие, экономической независимости государства. При этом необходимо учитывать, что эффективность и конкурентоспособность машиностроения определяются качественным и количественным составом применяемых средств машиностроительного производства, прежде всего механообрабатывающего оборудования. Ускоренное развитие машиностроения требует форсированной модернизации российских машиностроительных организаций, оснащенных сегодня в большинстве случаев технологическим оборудованием, устаревшим морально и физически. В связи с этим первостепенное значение получает задача технологического перевооружения российских машиностроительных организаций.

Решение этой задачи сопряжено с необходимостью обеспечить технологическое перевооружение и дальнейшее инновационное воспроизводство применяемых в стратегических отраслях машиностроения средств производства преимущественно за счет внутренних ресурсов. Иначе технологическая независимость стратегических отраслей, определяющих обороноспособность и безопасность страны, составляющих основной потенциал инновационного роста, будет утрачена. Дальнейшее развитие этих отраслей будет полностью зависеть от зарубежных поставщиков технологического оборудования.

Страны с высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, сопоставимые с Россией, ориентируются на оснащение своего машиностроения или по крайней мере его стратегически важных отраслей в основном за счет продукции собственной станкостроительной и инструментальной промышленности. Станкостроительная и инструментальная промышленность является одной из важнейших фондообразующих отраслей, техническое состояние которой во многом определяет уровень развития российского машиностроения и всей экономики.

Основная проблема, препятствующая обеспечению технологической независимости и технологической модернизации жизненно важных для страны стратегических отраслей российского машиностроения, заключается в том, что состояние российской станкостроительной и инструментальной промышленности сегодня не позволяет ей предложить российским организациям конкурентоспособное импортозамещающее механообрабатывающее оборудование в необходимом количестве по многим номенклатурным позициям. Отечественное станкостроение, занимавшее второе место в мире по физическим объемам производства, с 1991 года в результате количественного и качественного регресса, произошедшего на фоне быстрого развития станкоинструментальной промышленности в других странах мира, все больше сдает свои позиции, не выдерживая конкуренции с растущим импортом.

Анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной и инструментальной промышленности не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского стратегического машиностроения будет решена стихийно, под воздействием рынка, без активного вмешательства государства. Экстраполяция наблюдаемой динамики развития отрасли на ближайшее будущее приводит к выводу о том, что отставание темпов роста производства станкоинструментальной продукции от темпов роста машиностроения будет продолжаться. Вместе с тем в российской экономике не наблюдается серьезных структурных изменений, следствием которых в ближайшие годы могло бы стать опережающее увеличение объемов производства станкоинструментальной промышленности. Сдерживающими факторами для развития отрасли в ближайшей и среднесрочной перспективе остаются экономический кризис и давление импорта.

В последние предкризисные годы мировое производство металлообрабатывающего оборудования увеличивалось быстрыми темпами (в 2003 - 2007 годах в среднем на 17 процентов в год) и достигло в 2007 году 71 млрд. долларов США. Отечественное станкостроение осталось вне общемировой тенденции роста, в 2007 году Россия занимала 22-е место в мире (202,2 млн. долларов США) по производству металлообрабатывающего оборудования, серьезно уступая лидерам мирового станкостроения - Японии (14,4 млрд. долларов США), Германии (12,7 млрд. долларов США) и Китаю (10,1 млрд. долларов США).

В 2000 - 2005 годах, когда большинство отраслей экономики России активно развивались, по многим видам продукции станкостроения происходило сокращение объемов производства. Станкостроение устойчиво развивалось лишь с 2006 года по III квартал 2008 г., когда до него докатилась волна инвестиционного спроса, вызванного развитием российского машиностроения - основного потребителя станкоинструментальной продукции.

С началом экономического кризиса производство механообрабатывающего оборудования и инструмента начало быстро сокращаться и к концу 2009 года снизилось по основным видам продукции в 2 - 3 раза. Тенденции дальнейшего развития производства механообрабатывающего оборудования и инструмента представляются резко отрицательными.

Платежеспособный спрос организаций российского машиностроения в условиях экономического кризиса с конца 2008 года значительно сократился. Тем не менее потребность (потенциальный спрос) российского машиностроения в механообрабатывающем оборудовании очень велика, что обусловливается крайне высоким уровнем износа. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроение, с 1990 года сократился примерно на 1 млн. единиц и составляет сегодня около 1,3 - 1,5 млн. единиц. В среднем за указанный период ежегодно из парка оборудования было выведено более 60 тыс. станков. Возраст более 50 процентов оборудования превышает 20 лет и скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует 100-процентному физическому износу оборудования.

В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов. При этом отечественное станкостроение сумело освоить производство отдельных видов станков, конкурентоспособность которых подтверждается высокой долей экспорта в российском производстве механообрабатывающего оборудования. Тем не менее по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении.

По большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта. Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств.

Имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической независимости российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития. Более того, кризисное сокращение спроса на их продукцию ставит под вопрос их дальнейшее существование. Однако станкостроение представляет собой компактную отрасль (не более 100 небольших организаций с долей в промышленном производстве, составляющей менее 1 процента), что делает возможным его целенаправленную масштабную поддержку государством при относительно небольших затратах.

Учитывая, что зарубежные станкостроители в условиях глобального экономического кризиса испытывают значительные трудности, которые не будут преодолены в ближайшей перспективе, Россия может вывести отечественное производство средств машиностроительного производства на траекторию ускоренного посткризисного роста, что, в свою очередь, обеспечит условия для независимого от воли других государств опережающего развития российского машиностроения.

Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и капитальные вложения (долевое участие государства в инвестиционных проектах) как основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения. Решение системной проблемы требует разработки и организации серийного выпуска российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности значительного количества новых видов конкурентоспособных средств машиностроительного производства.

Указанные задачи не могут быть решены иным методом и без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.

Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств. Несмотря на значительный внутренний спрос на станкоинструментальную продукцию, ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта.

Объем и социально-экономическая значимость задач подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма), необходимость капитальных вложений в развитие производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента выходят за рамки возможностей подпрограммы отдельного ведомства, поэтому форма подпрограммы федеральной целевой программы представляется наиболее целесообразной.

Реализация подпрограммы предусматривает:

восполнение недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента в результате проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением ноу-хау ведущих зарубежных научных и производственных организаций в форме прямой покупки ноу-хау у его владельцев;

развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;

стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительного производства, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.

Сформулированная проблема долгосрочного обеспечения технологической независимости российских стратегических машиностроительных организаций силами отечественного станкостроения и инструментальной промышленности имеет 2 аспекта. Первый аспект (научно-технический) выражается в необходимости восполнения недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента. Второй аспект (инфраструктурный) выражается в необходимости создания в России организаций - системных интеграторов, консолидирующих рыночные предложения российских производителей механообрабатывающего оборудования и поставляющих конечным потребителям (машиностроительным организациям) завершенные производственные участки и линии, что необходимо с учетом исторически сложившейся узкой специализации российских производителей механообрабатывающего оборудования.

Учитывая невозможность решения проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения иным методом, кроме программно-целевого, необходимо рассмотреть 2 варианта решения первого аспекта сформулированной системной проблемы:

решение задачи разработки и организации серийного производства конкурентоспособных средств машиностроительного производства, превосходящих по своим техническим характеристикам и показателю, характеризующему соотношение цены и качества, лучшие зарубежные аналоги, исключительно силами российских разработчиков;

решение указанной задачи с привлечением ноу-хау ведущих научных и производственных организаций иностранных государств и организация серийного производства в кооперации с партнерами иностранных государств.

Преимуществом первого варианта является обеспечение поступления бюджетных средств отечественным разработчикам, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их научного потенциала.

Однако современные кадровые возможности российских организаций-разработчиков, их научно-технический потенциал, опыт создания современных конкурентоспособных образцов оборудования и инструмента не соответствуют объему и требуемому качеству работ, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Последние 15 лет российские отраслевые научно-проектные и производственные организации были вынуждены вести разработки новых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента в условиях хронического недофинансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и растущего дефицита научных и инженерных кадров. В результате число доведенных до серийного производства перспективных разработок, соответствующих мировому уровню развития станочных и инструментальных технологий, невелико. При этом представленные разработки, являясь новшеством для нашей страны, часто не превосходят лучшие зарубежные аналоги.

Технологический прорыв может быть обеспечен за счет целенаправленного привлечения зарубежного ноу-хау. С этой целью необходимы:

привлечение иностранных компаний - носителей ноу-хау в качестве инвесторов в российскую станкостроительную и инструментальную промышленность;

покупка иностранных компаний - носителей ноу-хау российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности и внутрикорпоративный перенос ноу-хау;

прямая покупка ноу-хау у его зарубежных владельцев.

Для обеспечения эффективного использования зарубежного ноу-хау должны быть соблюдены следующие условия:

зарубежное ноу-хау необходимо привлекать для выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которым российские организации выступают в качестве основных разработчиков;

зарубежное ноу-хау должно привлекаться в комплекте с услугами по его адаптации к российским разработкам и созданию на его основе российских образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента;

с привлечением зарубежного ноу-хау необходимо создавать условия для дальнейшего развития созданного на его основе механообрабатывающего оборудования и инструмента уже без участия зарубежных партнеров.

Для решения второго аспекта сформулированной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения предусматривается создание и последовательное развитие российских системных интеграторов, реализующих в машиностроительных организациях проекты технологического перевооружения, включающие проектирование, поставку, монтаж и пусконаладочные работы комплектных производственных участков и линий, состоящих преимущественно из произведенного в России механообрабатывающего оборудования. Возможными вариантами решения этого аспекта проблемы являются:

создание системных интеграторов в форме организаций с государственным участием, в том числе за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;

стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности за счет привлечения предусматриваемых подпрограммой средств из внебюджетных источников и финансируемой за счет средств подпрограммы организационно-методической и научно-технической поддержки системных интеграторов посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительных производств, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.

Опыт развитых стран показывает, что фирмы - системные интеграторы обычно представляют собой специализированные малые и средние организации с небольшой капитализацией. Эффективная работа системного интегратора обеспечивается быстрой реакцией на изменяющуюся конъюнктуру рынка и профессиональной работой маркетинговых подразделений. Для таких организаций больше подходит частная форма собственности с непосредственным участием собственника в процессе управления.

Структура себестоимости проектов технологического перевооружения в российских условиях такова, что основная прибыль образуется при перепродаже купленного у производителей оборудования, а не при проектировании комплектных производственных систем. В связи с этим деятельность системного интегратора может быть рентабельной, в случае если он покупает оборудование у производителей по более низким, чем для остальных потребителей, ценам или получает от производителей эксклюзивное право на продажу их оборудования. В случае если эти условия не будут соблюдены участвующими в реализации подпрограммы российскими производителями механообрабатывающего оборудования и инструмента, то создание системных интеграторов не даст необходимого эффекта вне зависимости от участия и поддержки государства.

С учетом того, что значительная часть реализуемых сегодня проектов технологического перевооружения машиностроительных организаций финансируется при участии федерального бюджета, необходим головной государственный инжиниринговый центр, координирующий проекты технологического перевооружения и деятельность системных интеграторов. В задачи такого центра должно войти и создание наиболее критичных для стратегических машиностроительных организаций специальных технологических средств производства двойного назначения, которые необходимы в небольших количествах и потому не имеют серьезной рыночной перспективы.