Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением, психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования, психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков, профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других учреждений и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении; психолого-педагогическое образование.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов, профилактики социального неблагополучия семьи, правонарушений несовершеннолетних; процессы социализации и развития личности; психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

воспитательная (социально-педагогическая);

диагностико-коррекционная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области воспитательной (социально-педагогическая) деятельности:

программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социально-педагогической ситуации;

социально-педагогическая поддержка и решение проблем семьи, детей и подростков, контроль за кризисными ситуациями в целях защиты прав детей и подростков, предупреждение и позитивное разрешение конфликтов, оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;

координация деятельности различных учреждений, организаций и служб по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи;

коррекция воспитательных воздействий (в целях усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе неформальной;

формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, ценностей здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, создание условий для самореализации, развития творческого потенциала личности; разработка, реализация и мониторинг эффективности психолого-педагогических профилактических программ для детей и подростков;

организация досуга детей и подростков, формирование сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска;

обеспечение ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующей адаптации после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

в области диагностико-коррекционной деятельности:

разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, составление диагностических заключений и рекомендаций по их использованию;

мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с целью профилактики девиантного поведения;

установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, социального неблагополучия семьи;

выбор и реализация адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;

коррекция состояний нервно-психической дезадаптации;

в области правоохранительной деятельности:

обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, охрана общественного порядка;

правовое обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;

разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;

пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

выявление и учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;

общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей;

работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;

осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

организация системы мер по оказанию социально-правовой и иной помощи семьям и детям групп социального риска;

в области экспертно-консультационной деятельности:

психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер;

консультирование по проблемам прав ребенка, семейное консультирование с целью разрешения семейных конфликтов, нормализации детско-родительских отношений и снижения уровня дисфункционального поведения, консультативная помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

психолого-педагогическое консультирование в области социальной и образовательной деятельности; индивидуальное консультирование в области межличностных отношений, профориентации, личностного роста;

консультирование по проблемам предупреждения и преодоления девиантного поведения, формирования в коллективах детей и подростков благоприятного морально-психологического климата;

консультирование по проблемам детей с отклонениями или задержками в развитии с целью профилактики их дезадаптации и девиантного поведения;

осуществление социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних;

в области научно-исследовательской деятельности:

проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

организация межведомственного полипрофессионального взаимодействия при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;

в области педагогической деятельности:

преподавание психолого-педагогических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;

организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;

осуществление правового воспитания.