4. Архитектура системы "Электронный бюджет" и информационная среда в сфере управления общественными финансами
"Электронный бюджет" и информационная среда в сфере
управления общественными финансами
Архитектура системы "Электронный бюджет" включает в себя следующие элементы:
централизованные подсистемы системы "Электронный бюджет", реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет", обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
единый портал бюджетной системы Российской Федерации, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.
При создании и развитии электронного бюджета будет обеспечено информационное взаимодействие подсистем электронного бюджета с внешними информационными системами федеральных органов власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формирующее интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.
Создание системы "Электронный бюджет" будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также на исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Основу системы "Электронный бюджет" составляют централизованные подсистемы:
ведения нормативно-справочной информации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
управления государственным долгом и финансовыми активами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
управления денежными средствами;
управления нефинансовыми активами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
информационно-аналитического обеспечения;
управления национальными проектами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
Подсистема ведения нормативно-справочной информации предназначена для централизованного ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации, шаблонов формуляров, используемых при формировании информации в подсистемах системы "Электронный бюджет". Подсистема ведения нормативно-справочной информации будет обеспечивать интеграцию с системами ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации иных уполномоченных органов государственной власти, ответственных за их ведение.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема бюджетного планирования предназначена для осуществления формализованных процедур составления бюджета, ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей. В рамках этой подсистемы будет обеспечена интеграция бюджетных данных с реестром расходных обязательств, реестром государственных контрактов, государственными заданиями на оказание услуг (выполнение работ), а также с внешней информационной системой по ведению федеральной адресной инвестиционной программы.
Подсистема управления доходами предназначена для учета операций по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учета и распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, учета операции по начислению и поступлению доходов от приносящей доход деятельности организаций сектора государственного управления. В рамках этой подсистемы будет реализован обмен информацией о начисленных, уплаченных и зачисленных платежах между администраторами доходов, кредитными организациями и плательщиками.
Подсистема управления государственным долгом и финансовыми активами предназначена для ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, планирования и учета операций по заимствованиям и размещению финансовых активов, регистрации договоров о предоставлении государственных гарантий, поручительств. В рамках подсистемы будет обеспечена интеграция с информацией о поступлениях и выплатах в процессе кассового планирования для управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема управления денежными средствами предназначена для формирования кассового плана исполнения бюджета, оценки потенциальных кассовых разрывов, размещения временно свободных средств федерального бюджета. В рамках этой подсистемы также будет реализовано ведение счетов, открываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в Федеральном казначействе, и осуществление бюджетных платежей с обеспечением их унификации с банковскими расчетными технологиями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема управления расходами предназначена для выполнения функций по доведению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса, санкционированию, проведению и учету кассовых расходов, ведению реестра контрактов, ведению операций по казначейскому сопровождению средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регистрации актов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) и счетов (счетов-фактур), в том числе путем организации обмена информацией между организациями сектора государственного управления, кредитными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг), регистрации государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и соглашений о предоставлении субсидий и межбюджетных трансфертов, а также планов финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о выполнении условий соглашений.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема управления закупками предназначена для ведения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд и ведения реестров, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.11.2021 N 1896)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема управления нефинансовыми активами предназначена для ведения актуальной и полной информации о произведенных и непроизведенных нефинансовых активах Российской Федерации, учета плановых и фактических данных о бюджетных расходах на содержание нефинансовых активов, доходах от управления нефинансовыми активами, учета всех операций с нефинансовыми активами организаций сектора государственного управления. В рамках реализации подсистемы будет обеспечена взаимосвязь с подсистемами управления закупками и учета и отчетности, интеграция с информационной системой по ведению федеральной адресной инвестиционной программы, а также с реестрами федерального имущества, формирование которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Подсистема управления оплатой труда предназначена для расчета, начисления и перечисления оплаты труда, иных выплат персоналу и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В рамках реализации подсистемы будет обеспечена интеграция с данными подсистемы учета и отчетности и федеральной государственной информационной системой "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема учета и отчетности предназначена для выполнения функций ведения бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и учета операций по организации исполнения бюджетов, бюджетного учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, управленческого учета, расчета фактической себестоимости оказываемых услуг, а также для формирования всех видов отчетности, представляемой в том числе в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. При этом будет обеспечена юридическая значимость электронных отчетных документов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема финансового контроля предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления главными администраторами средств соответствующего бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также функций органов исполнительной власти и местного самоуправления по ведомственному контролю и аудиту, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Для целей внешнего контроля подсистема будет предоставлять возможность доступа органам внешнего государственного финансового контроля и иным контролирующим органам к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет". Эта подсистема может также использоваться федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных государственных учреждений.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подсистема информационно-аналитического обеспечения предназначена для накопления, использования, сопоставления и анализа информационных ресурсов системы "Электронный бюджет" и других внешних источников информации, мониторинга и оценки результативности и эффективности деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в том числе с использованием инфраструктуры пространственных данных.
Подсистема управления национальными проектами предназначена для организации разработки и мониторинга реализации национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов во взаимосвязи с государственными программами Российской Федерации в соответствии с объемами финансового обеспечения, предусмотренными на их реализацию.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
Перечень и содержание централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" могут быть уточнены и дополнены в ходе ее проектирования, создания и развития.
Указанные централизованные подсистемы будут предоставляться в качестве сервисных подсистем для использования субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или организациями сектора государственного управления на безвозмездной основе, в том числе по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS). Функциональные задачи, решение которых обеспечивается сервисными подсистемами системы "Электронный бюджет", аналогичны задачам, описанным при характеристике ее централизованных подсистем.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации будет состоять из закрытой и открытой частей.
Открытая часть портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Источником сведений, размещаемых в открытой части портала, будет информация, хранение и обработка которой осуществляются в централизованных и сервисных подсистемах системы "Электронный бюджет".
Закрытая часть портала будет состоять из "личных кабинетов", доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями и имеющими сертификаты ключей электронной подписи, и являться единой точкой доступа пользователей к функциям централизованных и сервисных подсистем системы "Электронный бюджет". При этом будет реализовано единое и унифицированное для всех подсистем управление уровнем доступа пользователей к функциям подсистем системы "Электронный бюджет" в зависимости от их полномочий.
При проектировании и разработке электронного бюджета будут соблюдаться следующие основные принципы создания технической архитектуры:
централизованные или облачные технологии (предоставленные пользователям как сервис) хранения и обработки информации;
использование интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных;
создание стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов с другими (внешними) системами в рамках системы "Электронный бюджет", основанных на открытых промышленных стандартах межсистемного взаимодействия;
обеспечение готовности технической инфраструктуры (включая системы инженерного обеспечения) к развитию системы "Электронный бюджет" в части расширения его функциональности, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов;
унификация интерфейсов для обеспечения всех видов взаимодействия с системой и ее компонентами, реализованными на основе единых унифицированных правил;
обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости (соответствие требованиям инфраструктуры не менее Tier 3, определяемых международным стандартом TIA-EIA-942 "Телекоммуникационная инфраструктура центров обработки данных").
В целях повышения эффективности использования вычислительных ресурсов, снижения стоимости владения комплексом технических средств, а также для улучшения межведомственного информационного обмена предусматривается обеспечение согласованного развития информационных систем Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти за счет совместного использования технической инфраструктуры путем организации системы центров обработки данных.
Кроме того, предусматривается возможность предоставления инфраструктуры центров обработки данных пользователям сервисных подсистем системы "Электронный бюджет" по модели "инфраструктура как сервис" (IaaS).
При формировании требований к технической архитектуре необходимо ориентироваться как на существующие и апробированные технологии, так и на тенденции развития и перспективные технологии, находящиеся на первых этапах выхода на рынок. Техническая архитектура должна быть достаточно гибкой и обеспечивать дальнейшее развитие инфраструктуры путем замены морально устаревающих компонентов более современными. Необходимо обеспечить инвариантность инфраструктуры для выполнения различных прикладных и обеспечивающих задач, а также возможность внедрения единой централизованной системы управления сетью и сетевой безопасностью.
Решения о реализации технической архитектуры системы "Электронный бюджет" принимаются на этапах ее проектирования и эксплуатации.
В целях стандартизации унифицированных операций и удешевления используемых программных средств при формировании системы "Электронный бюджет" будет создана сервисная инфраструктура (сервисные подсистемы электронного бюджета, центры сервисного обслуживания) для максимально широкого использования различными категориями пользователей.
Формирование сервисных подсистем системы "Электронный бюджет", обеспечивающих опциональное предоставление информационных сервисов организациям сектора государственного управления и публично-правовым образованиям, позволит использовать систему "Электронный бюджет" для повышения качества и эффективности управления общественными финансами. Опциональные информационные сервисы системы "Электронный бюджет" могут использоваться для выполнения отдельных процессов управления деятельностью, в том числе в части планирования бюджета, управления доходами, управления государственным долгом и финансовыми активами, управления закупками, управления основными средствами и нематериальными активами, управления оплатой труда, ведения бюджетного и управленческого учета и формирования отчетности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предоставление различных информационных сервисов системы "Электронный бюджет" обеспечит необходимые условия для создания центров сервисного обслуживания деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований. Центры сервисного обслуживания могут быть созданы для концентрации обеспечивающих функций различных участников в одной организации, располагающей всеми необходимыми ресурсами для их реализации.
Использование центров сервисного обслуживания позволит организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов и снижения стоимости работ при увеличении объема работ.
Реализация основных направлений создания и развития системы "Электронный бюджет" будет способствовать координации деятельности органов государственной власти, достижению гармонизации и упрощению управленческих и учетных операций, повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.
Система "Электронный бюджет", основной функцией которой является автоматизация процедур бюджетного планирования, бюджетного учета кассовых операций бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного и управленческого учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, содержит в себе информацию об объектах учета, на которых базируются показатели иных информационных систем, реализующих отдельные процессы управления либо агрегирующих информационные потоки для обеспечения принятия управленческих решений.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований предусматривается информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое будет формировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами, обеспечивающую обмен информацией между федеральными государственными информационными системами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзацы пятьдесят пятый - шестьдесят второй утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528.
(см. текст в предыдущей редакции)
Информационное взаимодействие подсистем системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами будет осуществлено на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей