3. Основные направления создания и развития системы "Электронный бюджет"
Создание системы "Электронный бюджет" включает в себя следующие направления:
создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;
автоматизация учетной деятельности, а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, является ключевым звеном системы "Электронный бюджет".
В рамках Концепции под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.
Особое значение при создании и развитии системы формуляров имеет использование единых реестров и классификаторов, к которым будут отнесены перечни стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров системы "Электронный бюджет". Поддержка их в актуальном состоянии должна осуществляться путем обеспечения сохранения предыдущих версий структур справочников (данных), а также связей между реквизитами нормативных документов, определяющих состав и правила ведения реестров и классификаторов.
На первом этапе реализации Концепции необходимо принятие правовых актов, определяющих методологические принципы создания формуляров, реквизиты и перечень реестров и классификаторов, используемых в системе "Электронный бюджет" (реестр организаций сектора государственного управления, реестр расходных обязательств публично-правовых образований, бюджетная классификация, реестр типовых государственных (муниципальных) контрактов, классификаторы продукции и услуг, реестр должностей государственной службы и др.).
Необходимо обеспечить поддержку региональных и муниципальных реестров и классификаторов в целях унификации методологических подходов к информации, используемой в системе управления финансами.
Для обеспечения полноты и достоверности информации при ведении формуляров должны соблюдаться следующие требования:
исключение дублирования процедур сбора информации путем однократности ее ввода;
обязательное применение реестров и классификаторов при заполнении формуляров;
полное и своевременное отражение в электронном виде всех совершаемых финансово-хозяйственных операций.
Применение реестров и классификаторов, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти, и разработка (при необходимости) в установленном порядке новых реестров и классификаторов позволит унифицировать требования к переводу всей информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в электронный вид. Полнота и взаимосвязь данных, содержащихся в различных реестрах и классификаторах, а также однократность ввода исходных данных в единую систему формуляров обеспечит необходимую интеграцию информации.
Необходимым условием создания системы "Электронный бюджет" является переход на юридически значимый электронный документооборот. Приоритетной задачей является перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в электронный вид через систему формуляров и идентификация (аутентификация) пользователей в информационных системах, а также обеспечение их интерактивного взаимодействия.
Каждому пользователю предоставляется интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему "личных кабинетов". При этом целесообразно обеспечить пользователю как стационарный вариант подключения к "личному кабинету", так и вариант использования мобильных устройств с необходимым спектром функциональных возможностей системы.
Для автоматизации взаимодействия пользователей в системе "Электронный бюджет" будут реализованы регламенты и форматы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а достижение конфиденциальности будет обеспечено через процедуру аутентификации и авторизации с регламентацией прав доступа пользователя к ресурсам информационных систем.
Для электронного взаимодействия пользователей необходимо обеспечить единое пространство доверия электронной подписи для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи, в том числе выдаваемых Федеральным казначейством.
Внедрение юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственную деятельность организаций сектора государственного управления создает возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу обеспечения обработки информации, формируемой посредством единого ввода, в режиме реального времени средствами самих информационных систем.
Для реализации указанного принципа предлагается осуществить автоматическое преобразование введенной в систему формуляров информации в учетные записи согласно установленным правилам и отражение информации по соответствующим регистрам и счетам бюджетного и управленческого учета. Автоматизация учетной деятельности обеспечит интеграцию всех видов учета в электронном бюджете. При этом каждый ввод новых данных в систему будет обновлять учетные записи в регламентном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, а также применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бюджетного учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги). Переход к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов создаст возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность. Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат их предоставление различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме (в том числе с использованием мобильных устройств). В интерактивном режиме будут в полном объеме поддерживаться функции оперативной аналитической обработки данных отчета (детализация, агрегирование, изменение формы представления отчетов и др.).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для реализации указанных подходов потребуется:
формирование методологии управленческого учета, в том числе его интеграции с другими видами учета;
совершенствование плана счетов бюджетного учета и системы счетов управленческого учета в части изменения показателей стандартизированных форм отчетности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение порядка ведения учета, формирования, сбора и предоставления бюджетной и управленческой отчетности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
В результате предполагается повышение прозрачности и достоверности бюджетной и управленческой отчетности, сокращение сроков ее предоставления, обеспечение оперативного доступа к учетным данным организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
Создание системы "Электронный бюджет" будет основано на интеграции процессов управления финансовой деятельностью организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, что позволит осуществить переход к новому качеству их финансового менеджмента. Для этого необходимо унифицировать требования к стандартам хранения и регламентам обмена информацией между различными информационными системами организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, обеспечить полноту и взаимосвязь данных, содержащихся в различных реестрах и учетных системах, а также однократность ввода исходных данных в систему.
В рамках создания системы "Электронный бюджет" предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
управление государственным долгом и финансовыми активами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
управление денежными средствами;
управление нефинансовыми активами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
бюджетный и управленческий учет и формирование отчетности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
(см. текст в предыдущей редакции)
управление национальными проектами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 N 1528)
Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований. Использование единых реестров, классификаторов и формуляров приведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными.
Интеграция подсистем внутри системы "Электронный бюджет" и внешних информационных систем позволит перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками, а также создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Для обеспечения взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности предусматривается внедрение программно-целевого принципа организации деятельности публично-правовых образований путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных и муниципальных программ.
Кроме того, с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" определены новые требования к организации деятельности государственных и муниципальных учреждений, включающие как изменение форм и методов финансового обеспечения этих организаций, так и формирования количественных и качественных показателей их деятельности, определяемых учредителями учреждений в государственных и муниципальных заданиях. Предусматривается создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех государственных и муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Интеграция системы "Электронный бюджет" с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с данными о результатах их деятельности, в том числе взаимосвязь:
данных о бюджетных расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм) - с результатами их реализации;
данных о расходах на государственные и муниципальные услуги - с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о нормативных затратах на оказание государственных и муниципальных услуг;
информации о бюджетных инвестициях - с перечнем поставленных на учет нефинансовых активов;
объемов межбюджетных трансфертов - с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
Реализация этого направления создаст инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения, а также обеспечит возможность установления измеримых результатов, характеризующих объем и качество оказания государственных услуг.
Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами также является важным направлением развития системы "Электронный бюджет".
Существенным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях предоставления бюджетной информации. На первом этапе реализации Концепции необходимо утвердить единые стандарты и регламенты предоставления организациями сектора государственного управления и публично-правовыми образованиями достоверной, полной и доступной информации о деятельности в сфере управления общественными финансами.
Важным направлением при формировании системы "Электронный бюджет" является создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей.
В целях повышения прозрачности и публичности процесса управления общественными финансами на указанном портале предлагается размещать в том числе информацию:
о прогнозных и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления;
о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм);
об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе для оказания услуг или выполнения функций.
На едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствующих разделах будет обеспечен доступ (ссылки) к информации, размещенной на других официальных сайтах, в том числе:
на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях, о выполнении ими государственных и муниципальных заданий и об использовании закрепленного за ними имущества;
на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров (www.torgi.gov.ru);
на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Технологические и функциональные компоненты единого портала бюджетной системы Российской Федерации, методическая поддержка организаций сектора государственного управления позволят реализовать единые подходы и использовать удобные для пользователя интерфейсные решения (навигация, поиск, уведомления, рассылки и иные сервисы). Сервисы портала должны быть доступны, в том числе с использованием мобильных устройств.
При создании единого портала бюджетной системы Российской Федерации необходимо также использование системы инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Для этого предлагается сформировать требования к перечню базовых пространственных данных и базовой пространственной информации, связанных с системой управления общественными финансами, разрабатываемых в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации создаст условия для формирования механизмов общественного контроля за деятельностью организаций сектора государственного управления, повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений, а также подотчетности деятельности публично-правовых образований.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей