Раздел VI. Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА
76. Воинская дисциплина как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества и беззаветной преданности своему народу.
77. В своей работе по укреплению воинской дисциплины командиры (начальники) должны использовать, прежде всего, метод убеждения. Мерами убеждения являются:
Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относятся к выполнению своего воинского долга.
78. В целях обеспечения условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины командиры (начальники) проводят мероприятия:
по поддержанию установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими;
по строгому соблюдению всеми военнослужащими твердого внутреннего порядка в подчиненных воинских частях (подразделениях);
по правильному размещению подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях;
по целесообразному распределению времени в повседневной деятельности воинской части;
по организации боевого дежурства;
по организации службы суточного наряда;
по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части (подразделения), целевому и рациональному использованию закрепленных земельных участков.
79. В целях поддержания уставного порядка и требований воинской дисциплины командиры (начальники) обязаны применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания.
Применяемые командирами и начальниками поощрения и налагаемые ими дисциплинарные взыскания должны быть обоснованы.
80. Основаниями для поощрения подчиненного военнослужащего являются проявленная им разумная инициатива, его усердие, подвиги и отличия по службе.
Основанием для наложения на подчиненного военнослужащего дисциплинарного взыскания является нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, а также норм международного гуманитарного права.
81. Применяя поощрение или налагая дисциплинарное взыскание, командиры и начальники должны учитывать данные, характеризующие личность военнослужащего: общий уровень развития и подготовки, психологические качества, продолжительность военной службы и т.п.
82. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники.
83. Поощрение должно быть соразмерно проявленному усердию по службе, а дисциплинарное взыскание - тяжести совершенного дисциплинарного проступка.
84. Важным принципом дисциплинарной практики является своевременность применения поощрений и наложения взысканий. Применение поощрения или наложение взыскания сразу же за проявлением отличия или совершением дисциплинарного проступка военнослужащим повышает эффективность этих мер.
85. Во всех подразделениях, воинских частях Министерства обороны Российской Федерации ведется в обязательном порядке учет поощрений и дисциплинарных взысканий.
86. Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, должны быть записаны в служебную карточку, в том числе и поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу подразделения (команды), воинской части.
Каждый военнослужащий не реже чем один раз в год должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную подпись.
87. Работа подразделений юридической службы по оказанию помощи командованию в укреплении воинской дисциплины должна быть направлена на обеспечение:
эффективного использования правовых средств в интересах укрепления воинской дисциплины;
применения должностными лицами поощрений и наложения взысканий в строгом соответствии с требованиями законодательства, общевоинских уставов;
качественной организации и проведения правового обучения, пропаганды и разъяснения личному составу законодательства и практики его применения;
защиты прав, чести и достоинства военнослужащих;
соблюдения законности при издании актов военного управления.
88. Должностные лица юридической службы участвуют в организуемых командованием проверках состояния воинской дисциплины в подчиненных воинских частях.
При этом изучается и анализируется:
организация повседневной жизни и деятельности личного состава - выполнение распорядка дня, предоставление военнослужащим времени для личных нужд, соблюдение порядка увольнения из расположения части и т.д.;
законность правового регулирования гарнизонной, караульной, дежурной, вахтенной и внутренней служб;
обеспечение военнослужащих положенным довольствием; организация материального, торгово-бытового, медицинского обеспечения и культурного обслуживания;
законность реагирования должностных лиц на факты преступлений, происшествий, утрат и порчи материальных ценностей;
объективность докладов должностных лиц старшим начальникам о состоянии воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях;
качество изучения причин и условий, способствующих правонарушениям, и эффективность мер по их устранению;
реагирование командования на протесты и представления военных прокуроров, частные определения военных судов;
работа дознавателей, внутренних проверочных комиссий, торгово-бытовых предприятий, жилищных комиссий;
работа по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
работа по разрешению предложений, заявлений и жалоб, организации приема посетителей;
организация правового обучения и правового воспитания личного состава.
Для получения необходимых сведений о состоянии воинской дисциплины и работе командования по ее укреплению должностные лица юридической службы используют:
беседы с должностными лицами, военнослужащими и гражданским персоналом;
материалы ранее проводившихся проверок состояния воинской дисциплины;
приказы по вопросам воинской дисциплины, изданные командиром воинской части, а также вышестоящими начальниками в отношении этой воинской части;
материалы прокурорских проверок, протесты, представления военных прокуроров, частные определения военных судов и судов общей юрисдикции, информацию органов внутренних дел;
донесения и доклады о преступлениях, происшествиях и грубых дисциплинарных проступках, о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава;
материалы административных (служебных) расследований, дознания;
книги предложений, заявлений и жалоб, а также дела с этими документами, книги учета посетителей, другие необходимые документы.
89. По окончании работы должностным лицом юридической службы составляется справка о результатах проведенной проверки. Справка докладывается командиру воинской части (подразделения).
В справке отражаются выявленные недостатки, причины их появления, меры, принятые для их устранения в ходе проверки, а также аргументированные предложения по устранению недостатков, исключить которые не удалось.
Результаты работы могут быть обсуждены на служебном совещании руководящего состава воинской части.
90. При необходимости командованию оказывается помощь в подготовке проекта приказа о мерах по устранению выявленных недостатков и других документов правового характера.
Приказ (директива) должен содержать:
анализ состояния воинской дисциплины;
анализ деятельности командования по укреплению воинской дисциплины в данной ситуации;
требования по устранению недостатков в работе командования, а также причин и условий, способствующих правонарушениям;
юридически правильное описание и оценку случившегося и действий отдельных военнослужащих и других лиц;
анализ причин и условий, способствовавших правонарушению;
установление причинной связи между действиями виновных в правонарушении и наступившими последствиями и определение вида и степени их ответственности.
91. При осуществлении правовой экспертизы проектов приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины подразделениям юридической службы следует также обращать внимание на:
конкретность указаний по преодолению имеющихся недостатков;
недопустимость дублирования ранее установленных требований по данному вопросу (вместо них в проектах документов даются анализ работы по выполнению ранее установленных требований и указания по устранению выявленных недостатков);
обязательную оценку в описательной части приказа всех действий лиц, о которых говорится в распорядительной части документа;
правомочность должностного лица, подписывающего документ, поощрять и взыскивать с виновных в правонарушении;
правильное формулирование меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
92. При изучении состояния дисциплинарной практики необходимо обращать внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:
отсутствие реагирования на действия подчиненных, заслуживающие поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;
отсутствие реагирования вышестоящих начальников на пассивность в дисциплинарной практике подчиненных начальников;
применение не предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации мер дисциплинарного воздействия;
применение мер воздействия должностными лицами, которым такие полномочия не предоставлены;
наложение дисциплинарных взысканий при отсутствии вины, в том числе наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с недисциплинированностью их подчиненных;
наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести совершенного проступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность;
нарушение порядка приведения в исполнение дисциплинарных взысканий и реализации поощрений;
несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной практики;
отсутствие гласности применения мер дисциплинарного воздействия, недостатки в использовании воспитательных возможностей воинских коллективов и общественных организаций.
93. Предложения командованию по результатам изучения состояния дисциплинарной практики могут касаться:
поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную практику, и применения мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам, осуществляющим ее с нарушениями законности, особенно при попытках скрыть правонарушения;
проведения занятий с должностными лицами, осуществляющими дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;
отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков совершенных преступлений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей