Наблюдение за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль, нормирование и паспортизация военных объектов
Наблюдение за состоянием окружающей
природной среды (экологический мониторинг), контроль,
нормирование и паспортизация военных объектов
404. Наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг) включает своевременное обнаружение в природных средах (атмосферном воздухе, почве, воде) изменений, свидетельствующих о нарушениях в окружающей природной среде под влиянием природных процессов и антропогенных факторов, получение первоначальной экологической информации о масштабах загрязнения природной среды по прямым и косвенным признакам, сообщение первичной информации об обнаруженных нарушениях экологических систем соответствующим должностным лицам.
405. Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды в соответствии с планом осуществления государственного экологического контроля.
406. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов:
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов;
государственный контроль за использованием и охраной земель;
государственный контроль за охраной окружающей природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения;
государственный контроль за охраной подземных вод.
407. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды при проведении государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право:
посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, в том числе объекты закрытых административно-территориальных образований, режимные, особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в установленном порядке, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для исполнения их служебных обязанностей, с соблюдением порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
использовать на территории проверяемого объекта (кроме технических территорий <*>) оборудование, внесенное в Государственный реестр средств измерения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, для аналитического инструментального контроля и отбора проб с целью последующего лабораторного анализа;
давать обязательные для исполнения предписания юридическим и должностным лицам об устранении экологических правонарушений и требовать выполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
--------------------------------
<*> К техническим территориям относятся командные пункты, оперативно-технические помещения пунктов управления, антенные поля и аппаратные узлы связи, вычислительные центры и средства передачи данных, а также приравненные к ним сооружения на особорежимных и особо важных объектах.
408. Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются:
на особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации - по спискам, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;
на режимные и нережимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации - по спискам, утверждаемым начальниками главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками штабов военных округов, флотов, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации по подчиненности.
409. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, должны иметь при себе следующие документы:
выписку из плана проведения проверки данной воинской части (учреждения) соответствующим специально уполномоченным органом;
предписание на проведение проверки;
документы, удостоверяющие личность;
документы, подтверждающие возможность ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну (допуск по установленной форме).
410. При проведении государственного экологического контроля уполномоченные должностные лица должны действовать в строгом соответствии со своими должностными полномочиями. Любые действия, выходящие за рамки полномочий должностного лица, считаются неправомерными. В ходе проведения проверки уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
411. По результатам проведения государственного экологического контроля составляется акт в 4 экземплярах, один из которых хранится в воинской части, остальные направляются по одному экземпляру вышестоящему командованию, в Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и в специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, должностные лица которого проводили государственный экологический контроль.
412. При проведении государственного экологического контроля на военных объектах проверяются:
выполнение требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, других нормативных и руководящих документов по обеспечению экологической безопасности войск (сил);
организация природоохранной деятельности (планирование, установление обязанностей и прав должностных лиц воинской части, создание комиссии по предупреждению отрицательного воздействия на окружающую природную среду, контроль исполнения, взаимодействие служб, ведение экологической отчетности);
организация экологического воспитания и обучения военнослужащих, проверка экологических знаний личного состава воинской части и реализация их в служебной деятельности;
планирование снижения экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды в результате деятельности воинской части, выработка предложений для принятия решений по защите вооружения, военной техники и личного состава воинской части в условиях неблагоприятной экологической обстановки;
наличие утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, размещения отходов, лицензирование использования природных ресурсов;
правильность технической эксплуатации, ведения строительства, реконструкции и ремонта объектов и устройств природоохранного назначения, использование выделенных на эти цели материальных средств и ассигнований;
внедрение ресурсосберегающих и снижающих вредные экологические воздействия технологических процессов и оборудования;
эффективность использования табельных средств контроля за состоянием окружающей среды в местах дислокации воинских частей;
своевременное и качественное представление в соответствии с табелем срочных донесений сведений об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
соблюдение воинскими частями порядка пользования лесным фондом, норм и правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны от пожаров лесов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации;
использование воинскими частями земельных участков в целях, для которых они предоставлены, проведение противоэрозионных мероприятий, рекультивации нарушенных земель, ликвидации неорганизованных свалок;
принятие мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей природной среды (очистка и восстановление территорий базирования и учебно-боевой деятельности воинской части и др.);
устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
Командиры и другие должностные лица проверяемых воинских частей обязаны оказывать содействие в проведении экологического контроля, представлять документацию и давать объяснения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
413. При выявлении экологического правонарушения в ходе проведения проверки должностное лицо, осуществляющее государственный экологический контроль, составляет протокол об экологическом правонарушении или делает соответствующую запись в акте проверки.
Командирам воинских частей (начальникам учреждений) следует обеспечить участие своих представителей (должностных лиц экологической службы) при составлении акта проверки (протокола об экологическом правонарушении).
414. При составлении акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) представителям воинских частей (учреждений) необходимо обратить особое внимание на соблюдение всех формальных требований, а также проконтролировать закрепление в нем вопросов, относящихся к установлению факта экологического правонарушения:
в чем выразился вред, причиненный окружающей среде (уменьшение природного ресурса, ухудшение его качества, сверхнормативное превышение предельно допустимых показателей содержания вредных веществ в средах и т.д.), при этом проверить время последней аттестации измерительных приборов, которыми пользуются лица, осуществляющие государственный экологический контроль, правильность измерений, отбора проб, соблюдение сохранности отобранных проб, проведение анализов в соответствии с утвержденными методиками, документальное закрепление результатов проведенных исследований;
определены ли источники загрязнения окружающей среды и установлена ли их принадлежность к воинской части (учреждению). Если источники загрязнения не находятся в ведении воинской части, то применение к воинской части (учреждению) каких-либо санкций за загрязнение окружающей среды неправомерно;
установлен ли момент причинения вреда окружающей среде, поскольку дата и время составления акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) не являются моментом причинения вреда окружающей среде (т.е. совершения самого правонарушения). Правильное определение момента совершения правонарушения и отражение его в акте проверки (протоколе об экологическом правонарушении) является основанием для применения соответствующих норм права для расчета размеров причиненного ущерба и установления пределов ответственности и впоследствии способствует снятию или значительному уменьшению исковых требований.
415. На основании акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) должностное лицо государственного экологического контроля в пределах прав, определенных его должностными инструкциями, имеет право совершить следующие действия:
выдать предписание об устранении экологического правонарушения;
вынести постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;
дать предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной и иной деятельности;
дать предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;
направить руководству воинской части, предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;
направить в органы военной прокуратуры материалы о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности.
416. Предписания и постановления должностных лиц специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, изданные ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения всеми организациями и учреждениями, включая воинские части (учреждения).
417. Воинская часть (учреждение) имеет право на обжалование незаконного решения уполномоченного должностного лица (органа), проводившего государственный экологический контроль. Для этого командир воинской части (начальник учреждения) должен в течение 10 дней с момента вручения ему акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) направить жалобу в орган, являющийся вышестоящим по отношению к органу, проводившему проверку, или в суд.
418. Экологический паспорт военного объекта - нормативно-технический документ, содержащий данные, полученные в результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию воинской частью (военным объектом) природных ресурсов (первичных, вторичных и др.) и влиянию на окружающую природную среду, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Экологический паспорт военного объекта должен содержать обязательный для всех объектов состав общей информации, а также информацию, специфичную для данного объекта.
419. Экологическая паспортизация военных объектов предусматривает:
получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды, негативном воздействии на нее военной деятельности, обеспечении экологической безопасности войск и местного населения в районах дислокации и боевой подготовки войск;
принятие решений по управлению качеством окружающей природной среды на военных объектах;
установление размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов.
Ответственность за организацию экологической паспортизации военного объекта возлагается на командира (начальника) военного объекта.
420. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия взимается:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
421. Нормативы природопользования и вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям (природопользователям), включая воинские части, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов или органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
422. Проекты нормативов природопользования (экологический паспорт объекта, лимиты размещения отходов) разрабатываются:
воинскими частями - природопользователями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, с последующим утверждением (согласованием) разработанных проектов в этих органах;
сторонними организациями (в том числе другими воинскими частями), имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, на договорной основе.
423. При установлении временно согласованных нормативов объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду указываются этапы и сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.
424. Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения (как на территории воинской части, так и за ее пределами), предельные размеры выделяемой площади (объемов или массы) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей среды и условия жизни личного состава и населения в районе дислокации воинской части.
425. В соответствии с установленными нормативами воинским частям, предприятиям, учреждениям и организациям-природопользователям выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.
426. В случае отсутствия у воинской части (учреждения) оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и оплачивается с применением установленного повышающего коэффициента.
427. Размер платы за загрязнение окружающей природной среды определяется исходя из двух видов базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек установлены коэффициенты экологической ситуации к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов и т.д. К базовым нормативам платы ежегодно устанавливается предельный коэффициент индексации.
Ставки платы по загрязняющим веществам определяются умножением базовых нормативов платы за соответствующие загрязняющие вещества на установленные коэффициенты.
428. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации (кроме хозрасчетных), финансируемые из государственного бюджета, могут освобождаться от платы за загрязнение окружающей среды при соблюдении ими установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.
Для решения вопроса об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды воинская часть - природопользователь подготавливает предложения, обоснования и расчеты, подтверждающие соблюдение установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов, которые направляются на рассмотрение в территориальный специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
В случае согласия территориального органа на освобождение воинской части от платы данное решение утверждается органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Это решение аннулируется в случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых лимитов, отсутствия или истечения срока действия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, а также при невыполнении мероприятий по охране окружающей природной среды в сроки, согласованные с территориальными природоохранными органами. В этом случае плата за загрязнение окружающей природной среды с воинских частей взимается на общих основаниях.
429. Действующее природоохранительное законодательство предусматривает возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий (т.е. возможность зачета затрат на выполнение конкретных природоохранных мероприятий в общих платежах природопользователя).
Корректировку размеров платежей воинских частей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации с участием территориальных специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Предложения по корректировке подготавливают воинские части на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными природоохранными органами.
430. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия следует осуществлять:
в воинских частях, учреждениях и организациях, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет источников, по которым содержатся соответствующие объекты, загрязняющие окружающую природную среду, производящие отходы или оказывающие другие вредные воздействия;
на хозрасчетных предприятиях и в организациях - за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а за сверх предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и уровни вредного воздействия - за счет прибыли.
431. Сроки перечисления платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов устанавливаются территориальными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
По истечении этих сроков суммы платежей взыскиваются в бесспорном порядке. Внесение такой платы не освобождает воинские части от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В случаях, когда воинские части причиняют вред окружающей среде в результате экологического правонарушения, то такой вред возмещается добровольно или по решению суда помимо внесения установленной платы за ее загрязнение.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей