Документ не применяется. Подробнее см. Справку

К разделу I "Общие положения"

Вопрос 1.

Требуется ли согласие педагогического работника на обработку его персональных данных в связи с проведением аттестации?

Ответ.

Общая информация о сведениях и документах, образующихся при проведении аттестации педагогических работников, которые относятся к персональным данным работников, содержатся в ответе на вопрос N 2 Разъяснений по применению Порядка аттестации педагогических работников.

Что касается вопросов порядка обработки персональных данных педагогических работников в связи с проведением аттестации (проводимой для установления квалификационной категории или с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности), то необходимо учитывать, что Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", действие положений которого (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 года.

В соответствии со статьей 6 "Условия обработки персональных данных" Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных этим Федеральным законом, и допускается в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен данной статьей.

К числу таких случаев, наряду с обработкой персональных данных, осуществляемой с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, отнесена обработка персональных данных, которая необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2 части 1 статьи 6).

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) оператором являются государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Таким образом, учитывая, что проведение аттестации педагогических работников относится к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а работодатели участвуют в ее проведении в установленном законодательством порядке, то согласия педагогических работников на обработку их персональных данных в связи с проведением аттестации не требуется. При этом должны быть соблюдены требования трудового законодательства о защите персональных данных работников (глава 14 ТК РФ), а также обязанности оператора, предусмотренные главой 4 "Обязанности оператора" Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ).

Вопрос 2.

Планируются ли изменения в Порядок аттестации педагогических работников, предусматривающие возможность прохождения аттестации педагогическими работниками негосударственных образовательных учреждений, а также педагогическими работниками учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными?

Ответ.

Для распространения Порядка аттестации педагогических работников, установленного для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, на педагогических работников образовательных учреждений, не являющихся государственными или муниципальными, а также педагогических работников учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными, требуется внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В настоящее время в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а в соответствии со статьей 29 указанного Закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, - организация и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Вместе с тем негосударственные образовательные учреждения, а также другие учреждения и организации, в которых имеются должности педагогических работников, могут самостоятельно принимать решение о проведении аттестации педагогических работников в порядке и на условиях, определяемых этими учреждениями и организациями с учетом положений, предусмотренных статьями 81, 82 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ). При этом может быть использован порядок аттестации, установленный для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Результаты такой аттестации другой работодатель вправе не учитывать, так же как могут не учитываться в негосударственных образовательных учреждениях результаты аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вопрос 3.

Ранее специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявлялись по должностям концертмейстера (музыкальное), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (дефектологическое), педагога-психолога (психологическое). Сохраняются ли указанные требования в связи с вступлением в действие квалификационных характеристик работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н или специальные требования к профилю образования по вышеуказанным должностям могут не предъявляться? Просьба разъяснить также порядок применения пункта 9 данного Приказа: по решению какой аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе "Требования к квалификации", в порядке исключения могут быть приняты на соответствующие должности?

Ответ.

В соответствии с Приказом от 24 марта 2010 года N 209 аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в двух целях:

- в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

- для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, призвана выполнять другую задачу - коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.

В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

При применении пункта 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие "в порядке исключения" при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. N 921н).

Вопрос 4.

Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то в каком документе эти результаты должны быть отражены.

Ответ.

Результаты аттестации педагогических работников, проводимой с целью подтверждения их соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку педагогического работника не вносятся.

Результаты аттестации педагогического работника указанного вида оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, утверждаются распорядительным актом (как правило, в форме приказа (распоряжения) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, и вносятся в аттестационный лист аттестуемого.

В трудовую книжку педагогического работника вносятся только сведения о результатах аттестации, проводимой на основании заявления педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям (информация о характере сведений и записей в трудовую книжку о результатах указанной аттестации изложены в вопросах N 2 и N 45 Разъяснений по применению Порядка аттестации педагогических работников).

Следует также учитывать, что сведения об аттестации педагогических работников как по аттестации, проводимой для установления квалификационной категории, так и об аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, вносятся в личную карточку работника (форма N Т-2), утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, содержащую раздел IV "Аттестация".

К примеру, в личную карточку педагогического работника об аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в раздел IV "Аттестация" вносится следующая информация:

┌─────────────┬───────────────────┬────────────────────┬──────────────────┐

│ Дата │ Решение комиссии │Документ (протокол) │ Основание │

│ аттестации │ ├──────┬─────────────┤ │

│ │ │номер │ дата │ │

├─────────────┼───────────────────┼──────┼─────────────┼──────────────────┤

│14.05.2011 │Соответствует │5 │14.05.2011 │Решение а/к от │

│ │занимаемой │ │ │14.05.2011, │

│ │должности учителя │ │ │Приказ │

│ │ │ │ │(распоряжение) │

│ │ │ │ │от 05.06.2011 N 12│

└─────────────┴───────────────────┴──────┴─────────────┴──────────────────┘

Если в результате проведенной аттестации педагогический работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

В личной карточке педагогического работника об аттестации, по результатам которой ему установлена, к примеру, высшая квалификационная категория, фиксируется следующая информация:

┌─────────────┬───────────────────┬────────────────────┬──────────────────┐

│ Дата │ Решение комиссии │Документ (протокол) │ Основание │

│ аттестации │ ├──────┬─────────────┤ │

│ │ │номер │ дата │ │

├─────────────┼───────────────────┼──────┼─────────────┼──────────────────┤

│18.04.2011 │Установлена высшая │4 │18.05.2011 │Решение а/к от │

│ │квалификационная │ │ │18.05.2011, │

│ │категория │ │ │Приказ │

│ │ │ │ │(распоряжение) │

│ │ │ │ │от 05.06.2011 N 12│

└─────────────┴───────────────────┴──────┴─────────────┴──────────────────┘