Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Порядок выполнения воздушных перевозок

23. Организация и обеспечение выполнения воздушных перевозок возлагается на:

главные штабы видов Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны, штабы родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений и воинских частей;

ЦКП (КП авиации) видов (родов войск) Вооруженных Сил, КП авиационных объединений, соединений и воинских частей;

начальников военных секторов органов Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД);

старших авиационных начальников аэродромов Министерства обороны, командиров авиационных воинских частей (авиационных комендатур), начальников авиационных ремонтных заводов.

24. Заявки на выделение воздушных судов для выполнения воздушных перевозок по утвержденным планам представляются отправителями в главные штабы видов (штабы родов войск) Вооруженных Сил не позднее чем за 10 суток (в главные и центральные управления Министерства обороны - не позднее чем за 7 суток), а в срочных случаях - за 3 суток до начала их выполнения. В заявках указываются:

основание воздушной перевозки;

цель воздушной перевозки;

дата выполнения воздушной перевозки;

аэродромы погрузки и выгрузки;

наименование, характер груза и сведения о его опасности;

количество мест, вес и габариты груза (на перевозку груза весом одного места более 100 кг и размером более 150 x 120 x 70 см - по каждому месту отдельно), тип шасси автотракторной, боевой, специальной и другой техники;

количество перевозимых лиц;

воинское звание и фамилия, имя, отчество старшего группы;

адреса отправителя и получателя с указанием способа связи (номера телефонов, факсов, телеграфный адрес) как в рабочие, так и в выходные (праздничные) дни.

Данные, указанные в заявке, не позднее чем за двое суток до вылета доводятся до командира авиационной воинской части, выполняющего эту задачу.

25. Задача командиру авиационной воинской части на перевозку ставится письменно, при срочных заданиях - устно с обязательным отражением в учетных документах и средствах объективного контроля, с учетом времени, необходимого на подготовку экипажа и воздушного судна, и с обязательным последующим письменным подтверждением.

Командир авиационной воинской части (подразделения), получив указания на выполнение воздушных перевозок, организует подготовку, контроль готовности экипажей и воздушных судов в соответствии с действующими нормативными правовыми документами, регламентирующими выполнение полетов и воздушных перевозок.

Задача экипажу воздушного судна ставится в полном объеме с использованием средств объективного контроля.

Командир авиационной воинской части ежемесячно проводит анализ выполнения воздушных перевозок (количество перевезенных лиц и грузов, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, израсходованного авиационного топлива, финансовые затраты) и планирует мероприятия по повышению эффективности указанных перевозок.

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2007 N 334)

26. Полетное задание и маршрут полета могут быть изменены только решением должностного лица, подписавшего полетный лист (полетное задание) через ЦКП (КП авиации) вида (рода войск) Вооруженных Сил, пункт управления (штаб) главного и центрального управления Министерства обороны, КП авиационного объединения по принадлежности воздушного судна.

27. Для выполнения заданий, связанных с перевозкой пассажиров, должны назначаться подготовленные штатные экипажи, укомплектованные командирами воздушных судов и штурманами экипажей, имеющими квалификационную категорию "летчик (штурман) первого класса" или подготовленными до уровня первого класса (прошедшими проверки на присвоение квалификационной категории "летчик (штурман) первого класса").

Допуск экипажей воздушных судов к перевозкам лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, осуществляется ежегодными приказами:

в авиационных воинских частях центрального подчинения - главнокомандующих видами (командующих родами войск) Вооруженных Сил;

в авиационных воинских частях объединений - командующих объединениями;

в авиационных воинских частях главных и центральных управлений Министерства обороны - приказом командующего объединением Военно-воздушных сил, в зоне ответственности которого дислоцируются указанные воинские части.

Максимальное количество посадочных мест, оборудованных для перевозки лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, вносится в формуляр воздушного судна на основании приказа командира авиационной воинской части.

Совмещать воздушную перевозку лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, с вывозными полетами запрещается.

28. Воздушная перевозка одиночно следующих лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, попутными воздушными судами осуществляется на основании заявок воинских частей, организаций Вооруженных Сил в адрес начальников ЦКП (КП авиации) видов (родов войск) Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, начальников КП объединений через КП штабов, планирующих эти воздушные перевозки.

В заявке указываются: цель воздушной перевозки, воинское звание, фамилия, имя, отчество перевозимых лиц; дата и маршрут воздушной перевозки.

29. Воздушная перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, разрешается только на воздушных судах, оборудованных посадочными местами. Количество перевозимых лиц не должно превышать количество посадочных мест, записанное в формуляре воздушного судна.

Перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, на специальных воздушных судах (постановщики помех, разведчики, поисково-спасательные, радиолокационного дозора и наведения, целеуказания, воздушные пункты управления, специальные узлы связи, самолеты-заправщики и другие), если иное не определено руководствами по летной эксплуатации воздушных судов, запрещается.

При одновременной воздушной перевозке лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, и грузов на самолетах Ан-12, Ан-22, Ан-124 перевозка данных лиц допускается только в кабине сопровождения.

30. Воздушная перевозка грузов, как правило, производится с сопровождающими, которые назначаются отправителем или получателем. Сопровождающие следуют вместе с грузом и располагаются в пассажирском салоне воздушного судна или в кабине сопровождения.

При отсутствии сопровождающих представитель отправителя груза должен находиться на аэродроме вылета до момента взлета воздушного судна, представитель получателя груза - на аэродроме назначения с момента посадки воздушного судна.

31. Грузы, подлежащие воздушной перевозке, должны удовлетворять следующим требованиям:

мелкие грузы для удобства их погрузки и швартовки должны быть спакетированы;

груз должен иметь подъемно-швартовочные узлы или другие приспособления для погрузки и швартовки. На грузах весом одного места более 200 кг яркой краской наносится положение центра тяжести в виде креста и указывается его фактический вес;

емкости с жидкостями, в том числе топливные баки перевозимой техники, заполняются не более чем на 90 процентов от их полного объема.

Грузы доставляются к воздушному судну взвешенными. Отправитель отвечает за соответствие веса груза данным, указанным в описи груза.

При необходимости командир воздушного судна имеет право потребовать от отправителя проведения контрольного взвешивания отдельных грузов.

В случае несоответствия фактического веса отдельного груза весу, заявленному в описи груза, перезагрузка и взвешивание всего груза осуществляются силами отправителя.

Вес грузов, размещаемых в грузовой кабине воздушного судна, рассчитывается с учетом веса средств обеспечения их транспортировки (тележки, контейнеры, поддоны, ложементы, распределительные щиты, подставки, специальная тара и т.п.).

32. При подготовке к воздушным перевозкам автотракторной, боевой, специальной и другой техники подлежит обязательной проверке:

соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов с учетом допусков, предусмотренных руководством по эксплуатации воздушного судна;

непревышение удельной нагрузки колес, гусениц и других опор на пол грузовой кабины воздушного судна предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна.

При превышении удельного давления на пол грузовой кабины либо при превышении величины допустимой нагрузки на грузовые трапы разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), которые подготавливаются отправителем;

соответствие заправки жидкостных систем техники требованиям статьи 31 настоящей Инструкции, отсутствие течи топлива, масел и специальных жидкостей;

работоспособность тормозной системы, давление в пневматиках колес;

надежность крепления навесных агрегатов, грузов, размещенных в кузове, и точность определения отправителем фактического центра тяжести техники, загружаемой в воздушное судно, чистота перевозимой техники;

непревышение веса груза предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна.

33. Воздушная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ, радиоактивных и других опасных предметов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Упаковка опасных и особо опасных грузов должна полностью исключить возможность контакта ее содержимого с деталями воздушного судна и людьми.

Опасные грузы должны быть классифицированы по степени опасности, упакованы, маркированы и снабжены соответствующими знаками.

Подготовку опасных грузов к воздушной перевозке осуществляет отправитель.

Совместная воздушная перевозка лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, за исключением лиц, сопровождающих грузы, и опасных грузов запрещается.

34. Воздушные перевозки личного оружия и боеприпасов производятся в специально оборудованных металлических ящиках в закрытом и опечатанном виде под контролем членов экипажа, назначенных командиром воздушного судна. Ключи от ящиков с оружием передаются командиру воздушного судна перед посадкой на воздушное судно лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции.

35. Старшие групп (начальники команд, отправители, сопровождающие) для допуска к погрузке должны иметь:

при перевозке лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, - три экземпляра списка лиц, перевозимых на воздушном судне, по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции, при этом первый экземпляр вручается командиру воздушного судна, второй - старшему группы (начальнику команды), третий - диспетчеру аэродрома вылета;

при отправке груза - четыре экземпляра описи груза по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции, подписанные отправителем (командиром воинской части, начальником (руководителем) организации Вооруженных Сил, руководителем сторонней организации) и заверенные печатью, при этом первый экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, второй - сопровождающему (при его отсутствии второй экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, который при сдаче груза вручает его получателю), третий - диспетчеру, четвертый - остается у отправителя.

Списки лиц, перевозимых на воздушном судне, и описи груза подписываются отправителем (командиром воинской части, начальником (руководителем) организации Вооруженных Сил, руководителем сторонней организации) или представителем органа военных сообщений, осуществляющим формирование списков пассажиров, и заверяются гербовой печатью отправителя.

36. Отправитель груза обязан:

подать заявку на воздушную перевозку в соответствующий штаб в установленные сроки;

выделить и проинструктировать погрузочно-разгрузочные команды и лиц, сопровождающих груз, подготовить грузы к воздушной перевозке в соответствии с установленными требованиями авиатранспортабельности и доставить их на аэродром погрузки в установленные сроки;

при перевозке крупногабаритных грузов по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома погрузки обеспечить подготовку и доставку на аэродром дополнительного оборудования и приспособлений для погрузки;

подготовить дополнительную сопроводительную документацию на грузы, а также документы, требуемые в соответствии с таможенными, санитарными, карантинными и другим правилами;

после прибытия на аэродром уточнить время, место и порядок погрузки, маршруты и правила движения по аэродрому личного состава, автотранспорта, боевой и специальной техники;

при необходимости организовать охрану района ожидания и по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома мест погрузки, а также выделить средства пожаротушения и санитарные средства;

при перевозке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов проинструктировать членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности. При необходимости обеспечить членов экипажа и личный состав, участвующий в погрузке и сопровождении груза, средствами защиты;

своевременно информировать получателя об отправке груза.

37. Получатель груза обязан:

своевременно уточнить дату и время прибытия воздушного судна;

согласовать со старшим авиационным начальником аэродрома назначения маршруты движения автотранспорта к месту выгрузки, а также личного состава, автотранспорта, боевой и специальной техники после их выгрузки; обеспечить прибытие на аэродром погрузочно-разгрузочных команд, необходимого автотранспорта и приспособлений для выгрузки не позднее чем за 30 минут до посадки воздушного судна;

обеспечить своевременную выгрузку и вывоз груза с аэродрома;

при необходимости организовать по согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома охрану мест выгрузки и района сосредоточения, а также выделить средства пожаротушения и санитарные средства;

при разгрузке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов проинструктировать членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности. При необходимости обеспечить членов экипажа и личный состав, участвующий в разгрузке, средствами защиты.

38. Сопровождающий груз обязан:

получить задание от отправителя (получателя) на сопровождение груза;

знать адреса отправителя и получателя груза, способы связи (взаимодействия) с ними;

иметь документы, удостоверяющие право на сопровождение, сопроводительные документы на заявленный груз, а также на его получение (при необходимости);

знать характеристику груза и особенности его перевозки;

присутствовать при осмотре груза экипажем воздушного судна при производимых с грузом погрузочно-выгрузочных операциях и сопровождать груз до вручения его получателю;

следить за состоянием груза и его сохранностью во время перевозки, не допускать к грузу посторонних лиц;

выполнять указания командира воздушного судна в полете;

при сопровождении животных - кормить, поить животных, убирать помещения (грузовой отсек воздушного судна);

контролировать правильность укладки и надежность крепления грузов;

при сопровождении опасных грузов - знать правила обращения с этими грузами, принимать меры безопасности, иметь при себе необходимые средства (инструменты) для устранения возгорания, отравления, других неисправностей, иметь средства индивидуальной защиты, знать правила пользования ими и применять их в необходимых случаях.

Сопровождающему груз запрещается:

отлучаться от воздушного судна на аэродромах посадки без разрешения командира воздушного судна;

производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.

39. Своевременная доставка на аэродром погрузки перевозимых на воздушном судне лиц и грузов возлагается на отправителя (старшего группы).

40. Фактическая масса лиц, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, и грузов не должна превышать нормы загрузки согласно инженерно-штурманскому расчету и установленной для данного типа воздушного судна максимальной загрузки.

41. Погрузка и выгрузка грузов производятся расчетами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами грузоотправителя (грузополучателя) под руководством командира воздушного судна (лица, им назначенного) и старшего группы.

42. Движение по аэродрому автотракторной, боевой и специальной техники, а также личного состава (лиц, перевозимых на воздушном судне) организуется старшим авиационным начальником аэродрома.

43. На командных пунктах авиационных объединений и соединений, у авиационных диспетчеров аэродромов ведется учет воздушных перевозок пассажиров и грузов по установленной форме (приложения N 4, 5 к настоящей Инструкции).

44. Порядок поведения на борту воздушного судна (приложение N 6 к Настоящей Инструкции) должен быть включен в перечень документации, находящейся на командно-диспетчерских пунктах (КДП) аэродромов, а также воздушных судах, выполняющих перевозки пассажиров и грузов.

45. Список лиц, перевозимых на воздушном судне, и опись груза являются отчетными документами выполнения воздушной перевозки для экипажей воздушных судов и прикладываются к полетному листу.

Списки лиц, перевозимых на воздушном судне, и описи грузов хранятся в штабе авиационной воинской части вместе с отчетной полетной документацией не менее 5 лет.