2. Основные требования к ветрозащитным системам

2.1. Ветрозащитные системы должны:

надежно удерживать краны на месте при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния;

не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;

быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте крана.

2.2. В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:

противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для приведения их в действие;

тормозная система механизма передвижения крана;

устройство для замера силы ветра.

Дополнительные указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих разделах РД.

2.3. Для обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:

а) при действии ветра рабочего состояния:

SUM P >= n (F + F + W ), (2.1)

т т вр укл тр

где:

SUM P - сумма тормозных усилий всех тормозов механизма

т

передвижения крана, приведенных к ободьям ходовых колес;

SUM P <= мю SUM R , (2.4)

т т

здесь:

мю - коэффициент сцепления между ободом колеса и рельсом;

SUM R - сумма вертикальных нагрузок на тормозные ходовые

т

колеса, определенная с учетом действия нагрузок от ветра F и

вр

уклона F ;

укл

n - запас тормозного усилия; n > 1,20;

т т

F - ветровая нагрузка рабочего состояния;

вр

F - горизонтальная составляющая масса крана от уклона

укл

кранового пути;

W - сопротивление от сил трения в ходовых колесах;

тр

б) при действии ветра нерабочего состояния для кранов,

снабженных противоугонными захватами, остановами или стопорами:

SUM P >= n [(F + F ) - (SUM P + W )], (2.2)

уд уд вн укл т тр

где:

SUM P - сумма удерживающих усилий всех противоугонных

уд

устройств крана;

n - запас удерживающего усилия; n > 1,20;

уд уд

F - ветровая нагрузка нерабочего состояния;

вн

в) при действии ветра нерабочего состояния для кранов,

удерживаемых только тормозами:

n (F + F ) >= (SUM P + W ). (2.3)

уд вн укл т тр

Примечания. 1. Указания по назначению численных значений величин, входящих в формулы (2.1) - (2.4), приведены в Приложении 1.

2. При расчетах по формуле (2.1) производят проверку как для случая движения крана с грузом, так и без груза. При этом расположение грузовой тележки в пролете и направление движения крана принимают наиболее неблагоприятными для распределения нагрузок на ходовые колеса.

2.4. Работоспособность ветрозащитных систем должна быть обеспечена при условии устройства и содержания крановых путей в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), действующей нормативной документации и руководства по эксплуатации крана.

2.5. При отношении пролета крана к базе более 3:1 противоугонные устройства должны устанавливаться с обеих сторон крана, на обеих нитках рельсовых путей. Клещевые захваты, охватывающие с нижних сторон головку кранового рельса, при стыковке рельсов с помощью накладок, должны устанавливаться не менее двух на каждую сторону крана.

2.6. Проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию захватов должны выполнять только организации и предприятия, имеющие оформленные в установленном порядке лицензии Госгортехнадзора России (разрешения) на право проведения работ соответствующих видов применительно к грузоподъемным кранам.

2.7. В инструкцию по эксплуатации крана следует включать требования к проверке (испытаниям) ветрозащитных устройств с указанием величины и способа приложения испытательной нагрузки.

2.8. Серийное изготовление противоугонных захватов рекомендуется проводить по технической документации, согласованной с ОАО "ВНИИПТМАШ".