Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение 15. Методика определения процента износа шин транспортных средств

Приложение 15

Обязательное

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕНТА ИЗНОСА ШИН <*> ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

--------------------------------

<*> Метод согласован с НИИ шинной промышленности Миннефтехимпрома.

1. Критериями износа (старения) шин являются:

- наличие повреждений и дефектов;

- срок эксплуатации;

- высота рисунка протектора.

2. Ресурс шины снижается, и соответственно увеличивается процент износа:

- если поврежден борт при монтаже, до 10%;

- если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;

- при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.

Примечание. Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

3. К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.

В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей - 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1,0 мм, автобусов - 2,0 мм, мотошин - 0,8 мм).

5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

(Вн - Вф)

Иш = ----------- x 100%.

(Вн - Вдоп)

7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость, равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.

8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.

9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм - для легковых автомобилей, 20 мм - для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.

Примечание. Мотошины восстановлению не подлежат.

1. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.

2. Пример расчета износа и стоимости шины.

Шина 165/80R13 легкового автомобиля, срок эксплуатации 2 года, имеет повреждение борта при монтаже.

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%.

Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Измерение высоты рисунка протектора в 4-х сечениях дало следующие результаты:

4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3

Вф = --------------------- = 4,3 мм.

4,0

В этом случае износ шины по высоте рисунка протектора составит:

(Вн - Вф) 8,6 - 4,3 4,3

Иш = ----------- x 100 = --------- x 100 = --- x 100 = 61%.

(Вн - Вдоп) 8,6 - 1,6 7,0

Суммарный износ:

Иш = 10 + 7 + 61 = 78%.

Для учета износа шины в стоимости автомобиля необходимо значение Иш подставить в формулу в качестве одного из слагаемых Итр. Можно также отдельно подсчитать стоимость шины по проценту ее износа, т.е.:

Иш

С'ш = Цш x (1 - ---) = Цш x 0,22.

100