Решение Верховного Суда РФ от 24.09.2014 N ВКГПИ14-44 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 9 и 10 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утв. Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2012 N 3733>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.,
с участием старшего военного прокурора 3 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Г., представителя Министерства юстиции Российской Федерации - консультанта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов П.Н., представителей Министерства обороны Российской Федерации - <...> отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации С. и <...> отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А. о признании недействующими пунктов 9 и 10 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", в части указания о том, что приказы об увольнении военнослужащих с военной службы подписываются должностными лицами в соответствии с предоставленными им полномочиями по назначению на воинские должности,
приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий (далее - Порядок).
Пунктом 9 Порядка установлено, что приказы об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от воинских должностей, увольнению их с военной службы подписываются должностными лицами Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по назначению на воинские должности.
Согласно пункту 10 Порядка командующим войсками военных округов (флотов) предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно.
П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит абзацу второму подпункта "в" пункта 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), и нарушает его право как военнослужащего и младшего офицера на досрочное увольнение с военной службы воинским должностным лицом, обладающим такой компетенцией.
В своем заявлении П.А. указал, что 7 ноября 2013 года приказом командующего Тихоокеанским флотом он - военнослужащий в воинском звании "..." был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта.
По мнению заявителя, командующий флотом не является должностным лицом, равным командующему войсками военного округа, в силу чего правом досрочного увольнения младших офицеров согласно абзацу второму подпункта "в" пункта 8 статьи 34 Положения не обладает.
Заявитель П.А., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Министерства обороны Российской Федерации С., И. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации П.Н. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав выступления названных представителей Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заключение прокурора Гаврилова А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление П.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в").
Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 статьи 34 Положения увольнение военнослужащих, кроме военнослужащих, указанных в подпунктах "а" и "б", производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Согласно пункту 3 статьи 11 Положения полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пунктами 1 и 2 данной статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Этим же должностным лицом определяется перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Как видно из подпункта 2 пункта 7 и подпункта 7 пункта 10 этого же Положения, Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.
На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий 17 декабря 2012 года издан приказ N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", которым утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2013 года за N 26872 и официально опубликован в "Российской газете" от 20 февраля 2013 года N 36.
Таким образом, вышеупомянутый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Вопреки мнению заявителя П.А., оснований утверждать, что оспариваемые им нормы противоречат абзацу второму подпункта "в" пункта 8 статьи 34 Положения и нарушают какие-либо его права и свободы, не имеется по следующим причинам. В данной норме Положения указано, что досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше. Таким образом, она регулирует лишь правоотношения, связанные с увольнением военнослужащих, и не распространяется на иные вопросы, связанные с определением соотношения компетенции соответствующих воинских должностных лиц. Из содержания абзаца второго подпункта "в" пункта 8 статьи 34 Положения следует, что полномочиями по досрочному увольнению младших офицеров могут быть наделены иные воинские должностные лица, кроме прямо указанных в данной норме, которые в пределах этих правоотношений равны по своей компетенции главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующим войсками военных округов. Определение перечня этих воинских должностных лиц, как следует из анализа взаимосвязанных положений, закрепленных в пункте 3 статьи 11 и подпункте "в" пункта 8 статьи 34 Положения, входит в компетенцию руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Это полномочие было реализовано Министром обороны Российской Федерации в полном соответствии с законом при издании приказа N 3733 от 17 декабря 2012 года "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий".
Кроме того, суд полагает необходимым учесть, что для регулирования сходных правоотношений, связанных с досрочным увольнением военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта в порядке применения дисциплинарного взыскания, в действующем законодательстве закреплены нормы, уравнивающие командующих войсками военных округов и флотов в праве на досрочное увольнение младших офицеров. Так, согласно п. 3 ст. 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта в качестве дисциплинарного взыскания применяется к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования. В соответствии со ст. 99 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта - применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта и исполняется без его согласия. Согласно п. "г" статьи 72 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные имеют право в отношении младших и старших офицеров досрочно увольнять с военной службы в связи с невыполнением условий контракта офицеров от командиров рот, командиров боевых катеров и кораблей 4 ранга, им равных и ниже.
Из содержания данных норм следует, что командующие войсками военного округа, флотом при применении к младшим офицерам дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы наделены Президентом Российской Федерации равными правами. Это дополнительно подтверждает правильность приведенного выше толкования норм материального права о нормативно закрепленном делегировании руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, полномочий по определению перечня воинских должностных лиц, в чью компетенцию входит решение сходных по правовой природе вопросов о досрочном увольнении соответствующих офицеров.
Таким образом, оспариваемые пункты 9 и 10 Порядка в той части, в которой определено, что командующий флотом является должностным лицом, обладающим полномочиями по назначению на воинские должности и увольнению с военной службы военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, равными командующему войсками военного округа, абзацу второму подпункта "в" пункта 8 статьи 34 Положения не противоречат.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что пункты 9 и 10 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, в силу чего заявление П.А. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
в удовлетворении заявления П.А. о признании недействующими пунктов 9 и 10 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", в части указания о том, что приказы об увольнении военнослужащих с военной службы подписываются должностными лицами в соответствии с предоставленными им полномочиями по назначению на воинские должности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
С.Г.СОКЕРИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей