ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

При решении вопроса о возмещении расходов на лечение и иных дополнительных расходов потерпевшего необходимо исходить из общих критериев их разумности и обоснованности

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2025 N 4-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.В. Ромаданова"

Не противоречащим Конституции РФ признан пункт 1 статьи 1085 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не дает оснований для отказа в возмещении разумных и обоснованных расходов, понесенных на лечение лицом, которое могло получить лечение повреждения здоровья бесплатно в рамках программы обязательного медицинского страхования, но избрало платное лечение, соответствующее клиническим рекомендациям, в случаях, когда иное повлекло (могло повлечь) для его здоровья неблагоприятные последствия.

Конституционный Суд, в частности, указал, что специфика отношений по возмещению вреда здоровью предполагает индивидуализацию нуждаемости гражданина в том или ином лечении, которая может различаться в зависимости от особенностей организма потерпевшего: его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, влияющих на выбор способа лечения, и т.д. Поэтому нуждаемость в том или ином виде лечения всегда должна определяться с учетом указанных особенностей, а размер расходов на лечение конкретного потерпевшего должен быть разумным и обоснованным, что может быть определено судом исходя из обычной стоимости этого лечения в конкретной местности и при прочих аналогичных обстоятельствах. С учетом изложенного оспариваемое законоположение предполагает возмещение лишь необходимых фактических расходов.

Уточнен порядок распределения объемов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и порядок перечисления субсидий на ВМП

Постановление Правительства РФ от 29.01.2025 N 70
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302"

Установлено, что распределение объемов высокотехнологичной медицинской помощи j-х профилей и соответствующих им объемов финансового обеспечения между государственными учреждениями осуществляется по согласованию с Заместителем Председателя Правительства РФ.

Определены порядок представления сведений о показателях объема ВМП (по утвержденной форме согласно приложению), установленных для госучреждений в государственном задании, на год, предшествующий году, на который рассчитывается субсидия, а также порядок внесения изменений в утвержденное государственное задание.

Также, в частности, скорректирован график перечисления субсидии на лицевой счет государственного учреждения.

В новой редакции изложены правила информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование единого реестра зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза"

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.01.2025 N 12
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 октября 2016 г. N 122"

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Обновлены форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции

Приказ Росгвардии N 4, Минздрав России N 2н от 09.01.2025
"Об утверждении формы и порядка выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2025 N 81104.

Реализован Федеральный закон от 08.08.2024 N 258-ФЗ.

Утратившим силу признан аналогичный приказ Росгвардии и Минздрава от 01.10.2018 N 437/664н.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, но не ранее 5 февраля 2025 г.

Разъяснены особенности применения клинических рекомендаций

<Письмо> Минздрава России от 21.01.2025 N 17-1/3003770-2772
<О применении клинических рекомендаций>

Клинические рекомендации являются документами, содержащими основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

Клинические рекомендации не являются нормативными актами, а являются рекомендательными документами и выступают ориентиром для врача при оказании медицинской помощи в конкретных ситуациях.

Сообщаются основания и правила поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций. Отмечается, что поэтапность перехода означает исключительно введение временного периода, необходимого для ознакомления и адаптации медицинских организаций и медицинских работников, и не меняет статус и правовые последствия применения или неприменения клинических рекомендаций.

Представлены Методические рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических требований при выполнении организованных добровольческих (волонтерских) работ по очистке (уборке) территорий от аварийного загрязнения нефтепродуктами

"МР 1.2.0365-25. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Методические рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических требований при выполнении организованных добровольческих (волонтерских) работ по очистке (уборке) территорий от аварийного загрязнения нефтепродуктами (мазутом). Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.01.2025)

Документ разработан с целью разъяснения способов соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при выполнении волонтерских работ по уборке территорий от загрязнения мазутом, минимизации риска здоровью добровольцев (волонтеров) и обоснования комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В частности, отмечается, что к волонтерской деятельности для выполнения работ по уборке территорий от загрязнения мазутом рекомендуется привлекать лиц, достигших 18 лет. Рекомендуемая продолжительность работы волонтера - 6 часов, также рекомендуется через каждые 2 часа работы организовывать 1 час отдыха с нахождением вне рабочей зоны.

При осуществлении работ по очистке территорий разлива мазута следует выполнять работы с наветренной стороны (во избежание вдыхания паров вредных химических примесей) и избегать прямого контакта с мазутом (во избежание ожогов и раздражения кожных покровов).

Также даны рекомендации по обеспечению волонтеров СИЗ и инвентарем, по организации санитарно-бытового обеспечения, питания и медицинской помощи.

Представлены Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования

<Письмо> Минздрава России от 28.01.2025 N 31-2/И/2-1304
"О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования"

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства от 27.12.2024 N 1940, в части базовой программы ОМС, а также Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденными Минздравом, и разъясняют порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках территориальных программ ОМС.

С учетом изменений, внесенных с 2025 года в способы оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС, настоящим документом даны разъяснения, в том числе в части оплаты профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, а также диспансерного наблюдения, включая диспансерное наблюдение работающих граждан, в том числе центрами здоровья, в рамках установленных средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.