ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Утвержден отчет об исполнении федерального бюджета в 2023 году

Федеральный закон от 08.07.2024 N 161-ФЗ
"Об исполнении федерального бюджета за 2023 год"

Доходы бюджета составили 29,124 трлн рублей. Расходы в 2023 году определены в сумме 32,354 трлн рублей, что на 11% превышает плановый показатель. Бюджет исполнен с дефицитом 3,230 трлн рублей.

Инфляция составила 7,4%, превысив целевой ориентир 4,0%. Опережающими темпами росли инвестиции - 9,8%. Рост реальных располагаемых доходов населения составил 5,8%. Госдолг увеличился на 12,2% и составил 25,6 трлн рублей, при увеличении внутреннего и снижении внешнего долга. Консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом 200,1 млрд рублей. Количество субъектов РФ, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, увеличилось с 50 до 55, количество регионов, исполнение бюджетов которых сложилось с профицитом, снизилось с 36 до 35.

Утвержден отчет СФР об исполнении бюджета за 2023 год

Федеральный закон от 08.07.2024 N 162-ФЗ
"Об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за 2023 год"

Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 13 264,9 млрд. рублей, по расходам - 13 858,3 млрд. рублей.

Общий объем дефицита бюджета Фонда за 2023 год составил 593,4 млрд. рублей.

На исполнение публичных нормативных обязательств направлено 13 400,2 млрд. рублей. Рост среднего размера страховых пенсий за 2023 год составил 6,1% к уровню 2022 года.

В отчетном периоде расходы на выплату страховых пенсий составили 9 057,8 млрд. рублей. Средний размер назначенных пенсий на конец 2023 года составил 19 638,79 рубля, страховой пенсии - 20 286,53 рубля, страховой пенсии по старости - 21 042,0 рубля, социальной пенсии - 12 516,51 рубля, пенсии военнослужащих срочной службы и членов их семей - 16 826,63 рубля.

С 2023 года СФР начал выплачивать ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие). Расходы на выплату указанного пособия составили 1 142,9 млрд. рублей.

Утвержден отчет ФФОМС об исполнении бюджета за 2023 год

Федеральный закон от 08.07.2024 N 163-ФЗ
"Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год"

Доходы Фонда составили 3 290,7 млрд. рублей, расходы - 3 185,9 млрд. рублей. По итогам 2023 года бюджет Фонда исполнен с профицитом в размере 104,8 млрд. рублей.

В расходах бюджета основную долю (86,2%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС.

Внесены корректировки в основные показатели федерального бюджета на 2024 год

Федеральный закон от 12.07.2024 N 175-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

Законом предполагаемый уровень инфляции повышен с 4,5 до 5,1 процента, объем дефицита - с 1 595 до 2 120 млрд рублей.

Показатели на плановый период 2025 и 2026 годов не изменяются, будут уточнены при подготовке проекта закона о бюджете на 2025 - 2027 годы.

Принятым законом в числе прочего увеличены размеры отдельных расходных обязательств в сфере социального обеспечения населения:

размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2024 году определен в сумме 367 444,3 рубля (сейчас - 365 346,6 рубля);

коэффициент индексации отдельных социальных выплат и пособий (в т.ч. на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта; пособий детям погибших военнослужащих и пр.) составит 1,051 (сейчас - 1,045).

Также законом уточнено распределение отдельных субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ без изменения общего объема межбюджетных трансфертов.

Кроме того, установлено, что в 2024 году не подлежит погашению часть задолженности субъектов РФ перед Российской Федерацией по некоторым бюджетным кредитам. Указанная задолженность будет списываться в 2025 году.

Уточнены правила предоставления субсидий на грантовую поддержку реализации проектов в сфере технологий искусственного интеллекта

Постановление Правительства РФ от 08.07.2024 N 926
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N 456"

Настоящим постановлением, в частности, уточнены требования к доле иностранного участия в организациях, претендующих на получение грантов; скорректирована формула расчета размера субсидии, предоставляемой Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на грантовую поддержку малых предприятий в указанной сфере; в новой редакции изложены положения, касающиеся результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения этих результатов (количество таких показателей увеличено до четырех).

Внесены изменения в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования

Постановление Правительства РФ от 11.07.2024 N 935
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 232"

Так, постановлением уточнены особенности освобождения от ответственности получателей дотации (субъекта РФ или ЗАТО) за неисполнение или ненадлежащее исполнение в отчетном финансовом году обязательств, установленных соглашением о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов регионам для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО.

Кроме этого, скорректирован порядок определения размера указанных дотаций.

Утверждена новая методика определения общего объема субвенций, необходимых для осуществления социальных выплат безработным гражданам, и его распределения между субъектами РФ

Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 N 951
"Об утверждении методики определения общего объема субвенций, необходимых для осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, и его распределения между субъектами Российской Федерации, федеральными территориями и г. Байконуром и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Общий объем субвенций определяется на очередной год, первый год планового периода и второй год планового периода.

Общий объем субвенций на год определяется путем суммирования размеров субвенций, исчисленных для каждого субъекта РФ, каждой федеральной территории и г. Байконура, по утвержденной формуле с учетом, в частности, норматива обеспеченности социальными выплатами и среднего размера социальных выплат в субъекте РФ.

Также по утвержденной формуле определяется размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ (бюджету федеральной территории, бюджету г. Байконура).

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 16 марта 2019 г. N 277.

Обновлен порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета

Приказ Минфина России от 04.04.2024 N 39н
"Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, а также утверждения (изменения) и доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2024 N 78773.

Приказ также устанавливает порядок утверждения (изменения) и доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета.

Признаны утратившими силу аналогичный приказ Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н и приказы, вносящие в него изменения.

Обновлен порядок проведения мониторинга результатов предоставления субсидий (в том числе грантов) производителям товаров, работ, услуг

Приказ Минфина России от 27.04.2024 N 53н
"Об утверждении Порядка проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2024 N 78745.

Мониторинг проводится в отношении каждого события, отражающего факт завершения мероприятия по получению результата предоставления субсидии.

Мониторинг проводится главными распорядителями бюджетных средств, Минфином России, финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования.

В целях проведения мониторинга используются типы субсидий, типы результатов предоставления субсидий и соответствующие им типы специальных контрольных точек, приведенные в приложении к приказу.

Признан утратившим силу приказ Минфина России от 29.09.2021 N 138н.

Уточнены отдельные положения типовой формы договора о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юрлицу, не являющемуся ФГУ и ФГУП, а также типовой формы договора о предоставлении вклада в уставный капитал (имущество) юрлица за счет средств федеральной субсидии или бюджетных инвестиций

Приказ Минфина России от 07.06.2024 N 81н
"О внесении изменений в пункт 5.1.9(1) Типовой формы договора о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. N 224н, и пункт 5.3.15(1) Типовой формы договора о предоставлении вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица, в имущество юридического лица, в том числе не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения которого полностью или частично являются предоставленные из федерального бюджета субсидия или бюджетные инвестиции в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 195н"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2024 N 78791.

В новой редакции изложены отдельные положения указанных типовых форм договоров в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30 мая 2024 г. N 702, предусматривающего переход от формирования федеральной адресной инвестиционной программы к ведению реестра объектов, строительство или приобретение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый Порядок ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Приказ Федеральной пробирной палаты от 20.06.2024 N 98н
"Об утверждении Порядка ведения и формы реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2024 N 78793.

Реестр ведется в ГИИС ДМДК. Утверждена форма реестра.

Утратит силу аналогичный приказ Федеральной пробирной палаты от 19 октября 2022 г. N 160н.

Скорректирован порядок предоставления субсидий на профессиональное обучение сотрудников московских компаний по программам среднего или дополнительного профессионального образования

Постановление Правительства Москвы от 05.07.2024 N 1513-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2013 г. N 618-ПП"

Получить поддержку смогут юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в одном или нескольких приоритетных направлениях экономической деятельности (таких как информационные технологии, обрабатывающие производства, научная деятельность и пр.).

Для получения субсидии претендент должен соответствовать ряду требований, в частности: он должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика на территории Москвы и осуществлять деятельность в Москве на день подачи соответствующей заявки, не являться иностранным юридическим лицом, не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет города Москвы субсидий и грантов и пр.

Субсидии предоставляются в размере, не превышающем 95 процентов фактически понесенных и документально подтвержденных затрат претендента на обучение (но не более 120 тыс. рублей на одного обучающегося в расчете за один календарный год) и при этом не превышающем 10 млн рублей.

Гражданин, прошедший обучение, должен отработать у претендента, оплатившего его обучение, не менее года.