ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Конституционным Судом разъяснены особенности определения зарплаты педагогических работников при неполной учебной нагрузке

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2025 N 10-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"

Конституционный Суд отметил, что выполнение педагогом нормы часов учебной работы должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных, а также при выполнении дополнительной работы, не входящей в основные должностные обязанности, и учебной работы сверх установленной нормы часов.

Если же учебная нагрузка работника составляет менее установленной нормы часов, то его месячная заработная плата исчисляется исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата труда за полное рабочее время, из которой производится расчет заработной платы такого работника, не может быть менее МРОТ с начислением в установленных случаях дополнительных выплат.

Соответственно, если структура оплаты труда педагогического работника - помимо тарифной ставки или оклада, а также компенсационных и стимулирующих выплат - включает так называемую "доплату до МРОТ", то при исчислении размера оплаты труда работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата подлежит включению в состав заработной платы за полное рабочее время, из которой производится расчет (т.е. учитывается при расчете). Таким образом обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы, исчисленному из МРОТ пропорционально отработанному работником времени.

Иной же подход, предполагающий уменьшение оклада педагогического работника пропорционально фактически отработанному им количеству часов учебной работы с последующим начислением на эту уменьшенную часть дополнительных выплат, размер которых также уменьшается пропорционально уменьшению оклада, не гарантирует такому работнику оплату труда, соответствующую требованию об обеспечении ее размера не ниже МРОТ пропорционально отработанному им времени. Тем самым работники, работающие неполное рабочее время, оказывались бы в худшем положении по сравнению с работниками, занимающими аналогичную должность, но выполняющими установленную норму часов учебной работы в полном объеме.

Таким образом, взаимосвязанные положения части третьей статьи 93 и части третьей статьи 133 ТК РФ признаны не противоречащими Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что месячная заработная плата педагогического работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной для данной категории работников нормы часов учебной работы, не может быть ниже суммы, исчисленной исходя из заработной платы за ту же работу при условии выполнения установленной нормы часов учебной работы пропорционально отработанному этим работником времени. При этом заработная плата за выполнение установленной нормы часов учебной работы, из которой исчисляется заработная плата педагогического работника, работающего неполное рабочее время, во всяком случае должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого выплат за работу в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных, а также оплаты дополнительной работы, не входящей в основные должностные обязанности, и (или) учебной работы сверх установленной нормы часов.

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

Приказ АНО НАРК от 25.02.2025 N 25/25-ПР
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях"

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2030 г.

Установлены требования к порядку осуществления полномочия по предоставлению меры господдержки в сфере занятости населения по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или по контракту, либо у которых прекратилось действие контракта о пребывании в добровольческом формировании, граждан, относящихся к членам их семей

Приказ Минтруда России от 26.02.2025 N 88н
"Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", а также граждан, относящихся к членам их семей в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2025 N 81438.

Стандарт устанавливает требования к составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при осуществлении полномочия, а также показатель исполнения настоящего Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанного показателя, методику оценки (расчета) показателя.

Мера поддержки предоставляется государственными учреждениями, созданными субъектами РФ в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения.

Работодателям организаций лесного хозяйства предлагается присоединиться к Отраслевому соглашению по лесному хозяйству Российской Федерации на 2025 - 2027 годы

<Письмо> Минтруда России от 19.02.2025 N 14-4/10/В-2754
<О присоединении к Отраслевому соглашению по лесному хозяйству Российской Федерации на 2025-2027 годы>

Соглашение размещено на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" (www.mintrud.gov.ru).

Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении Соглашения, не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.