ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В Лесном кодексе РФ закреплены положения об осуществлении лесного семеноводства
Федеральный закон от 26.12.2024 N 491-ФЗ
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
Лесной кодекс РФ дополнен новой главой, определяющей основные правила осуществления семеноводства в лесном фонде и в лесах на других категориях земель.
Закреплено, в частности, что при воспроизводстве лесов и лесоразведении не допускается применение: нерайонированных семян лесных растений, саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород; семян лесных растений, саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных из семян лесных растений, посевные качества которых не определены.
Установлены особенности производства, хранения, транспортировки, реализации и использования семян лесных растений, саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, определены правила формирования федерального фонда семян лесных растений, а также предусмотрены особенности определения показателей посевных качеств семян лесных растений, по результатам которого выдается сертификат качества таких семян.
Кроме этого, законом до 1 января 2028 года в лесах, расположенных в лесопарковых зонах (за исключением функциональных зон активного отдыха и прогулочных зон), допускается прокладка бестраншейным способом подземных газопроводов газораспределительной сети без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в границах охранных зон таких газопроводов не допускается.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Подписан закон, устанавливающий механизм реализации лесоклиматических проектов
Федеральный закон от 26.12.2024 N 492-ФЗ
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Закреплено, что лесоклиматические проекты реализуются в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. При их реализации предусматривается осуществление на добровольных началах мероприятий по сохранению лесов, направленных на сокращение (предотвращение) выбросов и увеличение поглощения парниковых газов.
Реализация лесоклиматического проекта осуществляется на основании соглашения, которое заключается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), с заинтересованными лицами. Он может быть реализован в том числе на лесных (земельных) участках, предоставленных для осуществления видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, и расположенных на территории, в пределах которой планируется реализация лесоклиматического проекта, при условии, что имеется письменное согласие правообладателей этих участков.
Предусмотрены сведения, которые должно содержать вышеназванное соглашение, и порядок его заключения. Так, соглашение должно содержать, в частности, сведения о местоположении и площади территории, в пределах которой планируется реализация лесоклиматического проекта, виды, объем и сроки мероприятий, осуществляемых в рамках реализации лесоклиматического проекта, сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих использование лесов на территории, в пределах которой планируется реализация лесоклиматического проекта и пр.
Кроме этого, устанавливаются основания для отказа в заключении соглашения. Такими основаниями являются: недостоверность или неполнота сведений, содержащихся в заявлении, направляемом в целях заключения соглашения; отсутствие письменного согласия правообладателей лесных участков на реализацию лесоклиматического проекта; несоответствие планируемых при реализации лесоклиматического проекта мероприятий требованиям лесного законодательства.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
Установлены особенности регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях
Федеральный закон от 26.12.2024 N 497-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Согласно внесенным изменениям, труднодоступная территория - это территория, из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за ее пределы.
Перечень труднодоступных территорий определяется субъектами РФ в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор).
Также вводится понятие "перегрузочная станция", то есть место, в том числе с расположенными на нем сооружениями и оборудованием, которое предназначено для перегрузки твердых коммунальных отходов для дальнейшего транспортирования.
Устанавливаются требования к перегрузочным станциям. Предусматривается, что данные о перегрузочных станциях наряду с перечнем труднодоступных территорий подлежат включению в территориальную схему обращения с отходами, разрабатываемую субъектами РФ.
Кроме того, дополнен перечень информации, включаемой в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов, уточняется порядок и сроки хранения и накопления отдельных видов отходов I и II классов опасности, устанавливаются требования к утилизации твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов, уточнены виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию, и прочее.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий будет предоставляться пользователям бесплатно
Федеральный закон от 28.12.2024 N 548-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" и статьи 1 и 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Подписанным законом прогнозы неблагоприятных метеорологических условий подразделяются на общие и специализированные. Общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий отнесен к информации общего назначения, предоставляемой пользователям бесплатно.
Специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий отнесен к специализированной информации. Он предоставляется юрлицам и ИП, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категорий, на платной основе.
Юридические лица, ИП, осуществляющие деятельность на объектах I категории, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО, обязаны иметь специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий. Указанные лица обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные планом мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, при поступлении специализированных прогнозов.
На иных объектах I категории, а также на объектах II и III категорий необходимо проводить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, при поступлении общих прогнозов неблагоприятных метеорологических условий или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
Предусмотрено, что специализированный прогноз бесплатно предоставляется органам федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами и ИП мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.
Верховный Суд РФ признал незаконным запрет на применение всех сетей при осуществлении любительского рыболовства в Забайкальском крае
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.12.2024 N АПЛ24-400
<Об отмене Решения Верховного Суда РФ от 26.08.2024 N АКПИ24-533 и признании недействующим абзаца третьего подпункта 33.1 пункта 33 правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утв. приказом Минсельхоза России от 24.04.2020 N 226>
ВС РФ указал, в частности, следующее.
Согласно статье 9 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о любительском рыболовстве) виды орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешаемых для использования при осуществлении любительского рыболовства, устанавливаются правилами любительского рыболовства с учетом ограничений, предусмотренных статьей 7 указанного закона (часть 1); любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, разрешается гражданам в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства, предусмотренными статьей 8 поименованного закона, после учета и обязательной поштучной маркировки таких орудий добычи (вылова) водных биоресурсов (часть 2); оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Байкальский рыбохозяйственный бассейн находится на территории, относящейся в силу норм действующего законодательства о рыболовстве к районам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, где любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в целях удовлетворения личных потребностей гражданам разрешено.
Абзац третий подпункта 33.1 пункта 33 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 апреля 2020 г. N 226, запрещающий применение при осуществлении любительского рыболовства на территории Байкальского рыбохозяйственного бассейна сетей всех типов, противоречит частям 2, 5 статьи 9 Закона о любительском рыболовстве, пунктам 2, 3 Положения об особенностях оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2019 г. N 1462, имеющих большую юридическую силу, которые непосредственно предусматривают возможность применения сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов (в том числе жаберных сетей) при осуществлении любительского рыболовства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации гражданами в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства.
С учетом изложенного признан не действующим со дня вынесения настоящего апелляционного определения абзац третий подпункта 33.1 пункта 33 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 апреля 2020 г. N 226.
Пересмотрены ставки платы за пользование водными ресурсами для промышленных предприятий в 2025 году
Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 N 1847
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509"
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, будут применяться в 2025 году с коэффициентом 4,84 (ранее - 4,65).
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
До 1 января 2026 г. продлен срок действия Постановления Правительства РФ от 14.12.2023 N 2153, которым утверждены правила распоряжения находящейся в собственности РФ древесиной, которая получена в ходе строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1867
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 2153"
Правила устанавливают порядок передачи находящейся в собственности РФ древесины в виде необработанных лесоматериалов Минобороны России (его территориальному органу) в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе для создания и дооборудования фортификационных сооружений.
Скорректирован перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1908
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. N 452"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
Утверждена форма (формат) сведений о выданных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира
Приказ ФНС России от 15.11.2024 N ЕД-7-3/1033@
"Об утверждении формы сведений о выданных разрешениях (бланках разрешений) на добычу объектов животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира, порядка ее заполнения и представления в налоговый орган, а также формата ее представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80833.
Приказ также содержит требования к заполнению данной формы сведений и порядок ее представления в налоговый орган.
Отменен приказ, которым был утвержден рекомендуемый формат представления сведений о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов
Приказ ФНС России от 27.12.2024 N ЕД-7-3/1204@
"О признании утратившим силу приказа ФНС России от 10.10.2017 N ММВ-7-6/797@"
Рекомендуемый формат был утвержден приказом ФНС России от 10.10.2017 N ММВ-7-6/797@.
Документ утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 17.11.2023 N ЕД-7-3/853@ "Об утверждении формы сведений о полученном разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, сумме сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащей уплате в виде разового и регулярных взносов, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме".
Даны разъяснения по вопросу представления "нулевой" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
<Письмо> Минприроды России от 15.11.2024 N 19-44/46827
"О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Сообщается, в частности, что контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы за негативное воздействие. Минприроды России обращает внимание, что если у лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежная база в отчетном периоде по плате равнялась нулю, то такая информация также подлежит внесению в декларацию о плате, подаваемую по итогам отчетного периода. Тем самым, администратором платы обеспечивается контроль за исчислением платы.
Даны разъяснения по вопросу предоставления формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду
<Письмо> Росприроднадзора от 19.12.2024 N ВЧ-09-08-34/49430
"О направлении информации"
Сообщается, в частности, что форму N 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сведения предоставляются в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объектам НВОС превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме N 2-ТП (воздух) не предоставляется.
Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к IV категории, в Личном кабинете природопользователя (lk.rpn.gov.ru) при заполнении отчетов по форме N 2-ТП (воздух) предусмотрен выбор чек-бокса "Объект без кода" в разделе отчета "Объект негативного воздействия".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей