ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Актуализированы Правила назначения и выплаты персональных стипендий имени Ж.И. Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий

Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 N 175
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Скорректированы полномочия Минобрнауки в части проведения конкурсного отбора для назначения стипендии, перечень предоставляемых образовательной организацией на конкурсный отбор документов и особенности его проведения.

Установлено, что нахождение получателя стипендии в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет не является основанием для прекращения выплаты стипендии.

Также внесены уточнения в Правила назначения и выплаты стипендии Президента РФ для аспирантов и адъюнктов, обучающихся по очной форме обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. N 119.

Признан утратившим силу ряд актов Правительства, в том числе постановление от 24 июля 2002 г. N 554 "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей".

На 2025 год установлена квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет федерального бюджета

Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2025 N 378-р
<Об установлении на 2025 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета>

Распоряжением предусмотрены наименования специальностей, направлений подготовки, доли мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки, а также регионы, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Актуализирован порядок формирования федерального перечня верифицированных онлайн-платформ и электронных учебников, допущенных к использованию школами и колледжами при реализации ими образовательных программ

Приказ Минпросвещения России от 09.01.2025 N 1
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2025 N 81259.

Новый порядок начнет действовать с 1 сентября 2025 года. Утратит силу приказ Минпросвещения России от 15 апреля 2022 года N 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Уточнены особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в новых регионах РФ в 2024/25, 2025/26 учебных годах

Приказ Минпросвещения России N 34, Рособрнадзора N 122 от 22.01.2025
"О внесении изменений в особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условия допуска к ней в 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9 февраля 2024 г. N 89/208"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2025 N 81345.

Так, в частности, в 2024/25 учебном году участники ГИА-9 проходят ГИА-9 в форме ГВЭ или в форме ОГЭ по обязательным учебным предметам и двум учебным предметам по выбору участника ГИА-9 из числа следующих учебных предметов: "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, немецкий и французский), "Информатика", "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия".

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 - детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 в форме ГВЭ или в форме ОГЭ по их выбору проводится только по обязательным учебным предметам.

Также скорректированы особенности и формы проведения ГИА-11 в 2024/25 и 2025/26 учебных годах.

На 2025 год распространено действие особенностей выдачи медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней лицам, обучавшимся на территориях новых регионов РФ

Приказ Минпросвещения России от 22.01.2025 N 35
"О внесении изменений в Порядок и условия выдачи медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. N 730"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2025 N 81333.

Соответствующие изменения внесены в Порядок и условия выдачи медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней, утвержденные приказом Минпросвещения от 29 сентября 2023 г. N 730.

Актуализированы основные принципы, исходя из которых национальные фильмы могут получить государственную финансовую поддержку в 2025 году

Приказ Минкультуры России от 04.02.2025 N 182
"Об утверждении основных принципов государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2025 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2025 N 81315.

Приводятся объемы финансирования игровых, неигровых и анимационных фильмов.

Настоящий приказ действует до 1 января 2026 г.

Утвержден перечень документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Приказ Минобрнауки России от 11.02.2025 N 99
"Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2025 N 81339.

В указанный перечень включены рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы по соответствующей образовательной программе.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Минпросвещения напоминает о вступлении в силу с 1 марта 2025 года Федерального закона от 8 августа 2024 года N 328-ФЗ, направленного на снижение бюрократической нагрузки на педагогов

<Письмо> Минпросвещения России от 11.02.2025 N ОК-397/08
"О вступлении в силу Федерального закона N 328-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Также с 1 марта 2025 года вступает в силу приказ Минпросвещения от 6 ноября 2024 г. N 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования", изданный на основании Закона N 328-ФЗ.

Цель разработки приказа - снижение документационной нагрузки учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, преподавателей организаций СПО и закрепление ограниченного перечня отчетности, заполнение которой необходимо при осуществлении ими педагогической деятельности. Так, уже в 2025/2026 учебном году планируется снизить документационную и бюрократическую нагрузку на педагогических работников и оптимизировать их рабочее время.

Кроме этого, закрепляется право образовательной организации не предоставлять организациям, государственным органам и органам местного самоуправления информацию о своей деятельности при отсутствии предусмотренных законодательством оснований.

Рособрнадзором направлена информация о соответствии между минимальным количеством первичных баллов и минимальной отметкой по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в 2025 году

<Письмо> Рособрнадзора от 13.02.2025 N 04-40
<О соответствии между минимальным количеством первичных баллов и минимальной отметкой по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в 2025 году>

Так, минимальное количество первичных баллов, соответствующее минимальной отметке "3" по пятибалльной системе оценивания, составляет: для русского языка - 5, математики - 5.

Также представлена шкала перевода суммы первичных баллов за экзаменационные работы государственного выпускного экзамена (ГВЭ) в пятибалльную систему оценивания в 2025 году.

Рособрнадзором представлены рекомендации по определению минимального количества первичных баллов ОГЭ и ГВЭ в 2025 году, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования

<Письмо> Рособрнадзора от 13.02.2025 N 04-41
<О направлении рекомендаций по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, а также по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания в 2025 году>

Также направлены рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания в 2025 году.

В частности, определено, что в рамках ОГЭ-2025 минимальной отметке "3" по пятибалльной системе оценивания соответствуют следующие первичные баллы: по русскому языку - 15, по математике - 8 (при условии, что из них не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии), по физике - 10, по химии - 10, по биологии - 13, по географии - 12, по обществознанию - 14, по истории - 11, по литературе - 16, по информатике - 5, по иностранным языкам - 29.