ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Федеральное казначейство управомочено предоставлять бюджетам субъектов РФ кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов

Федеральный закон от 26.12.2024 N 488-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 12 и 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году"

Согласно закону казначейские инфраструктурные кредиты предоставляются за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет.

Цели предоставления и размеры платы за пользование казначейскими инфраструктурными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.

Уточнены критерии определения кредитных организаций, которые могут осуществлять перечисление денежного довольствия (денежного содержания), заработной платы и иных выплат личному составу Вооруженных Сил РФ

Федеральный закон от 26.12.2024 N 489-ФЗ
"О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обороне"

Действовавшей редакцией подпункта 12.1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" было установлено, что Правительство РФ определяет отдельным решением кредитные организации, осуществляющие перечисление денежного довольствия (денежного содержания), заработной платы и иных выплат личному составу Вооруженных Сил РФ, из числа кредитных организаций, отнесенных к категории уполномоченных банков, в порядке, определенном статьей 8.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Согласно внесенным изменениям, Правительство РФ определяет отдельным решением указанные кредитные организации из числа банков, созданных в соответствии с законодательством РФ и обладающих лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральное казначейство будет осуществлять автоматизированный мониторинг цен на продукцию по государственному оборонному заказу в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Федеральный закон от 28.12.2024 N 511-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"

Автоматизированный мониторинг цен представляет собой процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа и иной информации, относящейся к выполнению государственного оборонного заказа, в целях выявления рисков завышения цен государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, а также контрактов, заключенных в целях их исполнения.

Перечень органов государственной власти и организаций, предоставляющих необходимую информацию, утверждается Правительством РФ.

Федеральное казначейство в целях осуществления автоматизированного мониторинга цен вправе получать от налоговых органов информацию и документы, в том числе сведения, составляющие налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональные данные.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2025 года.

В Госдуму внесли законопроект о расширении возможности осуществления расчетов цифровыми рублями и внедрении универсального платежного кода при оплате в безналичном порядке товаров (работ, услуг)

Проект Федерального закона N 811008-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект предусматривает полномочия Совета директоров Банка России по определению для кредитных организаций и филиалов иностранных банков перечня операций, сумм операций с цифровыми рублями, условий и сроков реализации возможности получения клиентами отдельных услуг на платформе цифрового рубля, а также сроков обеспечения возможности осуществления клиентами переводов денежных средств с использованием универсального платежного кода.

Также поправки устанавливают обязанность кредитных организаций обеспечивать клиентам возможность получения услуг на платформе цифрового рубля.

Изменения в Закон "О защите прав потребителей" ориентированы на расширение расчетов цифровыми рублями за товары (работы, услуги), для чего вводится обязанность продавца (исполнителя), владельца агрегатора обеспечить потребителю возможность их оплаты цифровыми рублями.

Большинство поправок должны вступить в силу с 1 июля 2025 года.

Установлены условия и порядок предоставления в 2024 году субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования ее расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятия по докапитализации регионального фонда развития промышленности

Постановление Правительства РФ от 20.12.2024 N 1834
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328"

Результатом использования субсидии является размер привлеченных субъектом деятельности в сфере промышленности, проект которого поддержан фондом, инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций).

Субсидия предоставляется Челябинской области на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Определен порядок предоставления субсидий в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений граждан

Постановление Правительства РФ от 20.12.2024 N 1837
"Об осуществлении государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений"

Государственная поддержка осуществляется вкладчикам - физическим лицам путем предоставления субсидии из федерального бюджета организации, определенной в установленном порядке, в целях передачи дополнительного стимулирующего взноса по договорам долгосрочных сбережений НПФ.

Информация о софинансируемых взносах формируется НПФ в отношении вкладчиков в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом первого по дате уплаты взноса.

Также Правительством утверждены:

Правила расчета объема доли резерва СФР по обязательному пенсионному страхованию;

Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета СФР федеральному бюджету в целях государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений.

Правительство обновило Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года

Распоряжение Правительства РФ от 13.12.2024 N 3750-р
<Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года>

Документ содержит прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, а также подходы к формированию бюджетной и долговой политики на долгосрочный период.

В рамках базового варианта Бюджетного прогноза ожидается поступательный рост доходов федерального бюджета начиная с 2026 года в среднем на 1,4 процента в год.

К 2028 году ожидается стабилизация цен на нефть на уровне 65 долларов США.

В течение прогнозного периода доля нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться. В частности, экспорт нефтегазовой продукции снизится с 11,1 до 7,6 процента ВВП.

Расчет расходов осуществлен на основе двух вариантов прогноза социально-экономического развития России - базового и консервативного. В рамках базового сценария объем расходов федерального бюджета к 2036 году увеличится в 2 раза относительно уровня 2019 года.

Установлен порядок осуществления Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов

Положение Банка России от 16.09.2024 N 841-П
"Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80672.

Положением, в частности: определены бюджетные полномочия структурных подразделений Банка России при администрировании доходов; установлены требования к заполнению платежных документов, а также предписаний Банка России об уплате штрафов и постановлений о наложении административного штрафа; определены процедуры рассмотрения заявлений плательщиков о возврате излишне уплаченных сумм; установлен порядок осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет денежных взысканий (штрафов).

Утрачивает силу Положение Банка России от 17.11.2021 N 782-П.

Актуализированы формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и персональном составе руководящих органов ломбарда

Указание Банка России от 27.09.2024 N 6869-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и персональном составе руководящих органов ломбарда"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80678.

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и персональном составе руководящих органов ломбарда, составляются и представляются в Банк России в соответствии с настоящим Указанием начиная с отчетности за отчетный период, в котором настоящее Указание вступает в силу.

Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2025 года. С указанной даты признаются утратившими силу Указание Банка России от 30 декабря 2015 года N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" и изменяющие его акты.

Дополнены перечни КБК на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 165н
"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2024 г. N 85н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2024 N 80778.

Приказом в числе прочего дополнены перечни КБК, предусмотренные приказом 85н, а также включены новые приложения 15 - 33 с кодами направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федеральных проектов.

Внесены корректировки в порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения

Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 166н
"О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. N 82н"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2024 N 80804.

Порядок в редакции настоящего приказа применяется начиная с составления и исполнения бюджетов на 2025 год.

Обновлен порядок отбора инвестиционных проектов на возмещение части затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов и селекционно-семеноводческих центров, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и принадлежащих на праве собственности получателям средств

Приказ Минвостокразвития России от 06.12.2024 N 133
"Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов для последующего возмещения части прямых понесенных затрат и требований к объектам агропромышленного комплекса"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2024 N 80720.

Определены требования к создаваемым или модернизируемым тепличным комплексам для производства овощей в защищенном грунте и селекционно-семеноводческим центрам в растениеводстве, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа.

Признается утратившим силу приказ Минвостокразвития России от 7 июня 2023 г. N 78, регулирующий аналогичные правоотношения.

В связи с вступлением с 1 января 2025 года в силу изменений в Указание Банка России от 05.10.2022 N 6292-У для визуализации отчетности в целях ее раскрытия и представления третьим лицам начиная с отчетности за январь 2025 года рекомендуется использовать установленные образцы табличных форм

Информационное сообщение Банка России от 24.12.2024
"О визуализации отчетности для целей ее раскрытия и представления третьим лицам"

Сообщается, что визуализация отчетности в табличные формы может быть также осуществлена при помощи программного обеспечения ПО "Конвертер" (начиная с версии 2.1.4), размещенного на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" в разделе "Личный кабинет участника информационного обмена/Открытый стандарт отчетности XBRL/Таксономия XBRL/Программное обеспечение, реализующее конвертацию отчетных данных/ПО "Конвертер".

Разработан обновленный федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности"

"Федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности"
(утв. Советом по актуарной деятельности 17.12.2024, протокол N САДП-27)

Федеральный стандарт применяется при выполнении задач, относящихся ко всем направлениям актуарной деятельности, если иными федеральными стандартами не предусмотрено иное.

Актуарий должен выполнять требования настоящего федерального стандарта вне зависимости от основания осуществления актуарной деятельности и должности, занимаемой в организации, с которой им заключен трудовой договор (в случае если актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора).

Федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его опубликования Банком России. Со дня его вступления в силу признается утратившим силу федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности", утвержденный Советом по актуарной деятельности 12 ноября 2014 года, протокол N САДП-2.

Обновлены размеры дифференцированной ставки взносов финансовых организаций для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного

размере дифференцированной ставки взносов финансовых организаций"
(утв. решением Совета службы финансового уполномоченного от 24.09.2024, протокол N 35)

Настоящее решение подлежит применению при определении размера взноса финансовой организации с учетом обращений потребителей финансовых услуг, рассмотренных финансовым уполномоченным после 31 декабря 2024 года.

Ставка взносов для страховых организаций определена в размере 40 000 рублей, а для микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций, НПФ в размере 39 000 рублей.

Ставки дифференцируются в зависимости от результата рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребителей.

Установлены требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций - членов СРО ААС, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами СРО ААС в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций

"Требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций-членов СРО ААС, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами СРО ААС в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций"
(утв. решением Правления СРО ААС от 20.12.2024, протокол N 712)

Документ определяет понятие деловой (профессиональной) репутации, порядок ее оценки, а также перечень свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация может оказаться небезупречной.

Банк России: как минимум на среднесрочном горизонте по-прежнему следует рассчитывать в основном на внутренние источники финансирования

"Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Банком России)

В ОНРФР 25 - 27 выделены пять ключевых направлений развития финансового рынка: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора; защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса; цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры; развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов; обеспечение финансовой стабильности.

Усилия Банка России будут направлены в том числе на решение следующих задач: развитие инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций для граждан; развитие рынка капитала и иных механизмов для долгосрочного финансирования экономического развития; развитие корпоративных отношений и корпоративного управления, раскрытие информации; участие банков в финансировании экономического развития; расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития; развитие рынка страхования; обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций.