НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Госдума приняла закон, отменяющий еще на один год требование об одновременной уплате соответствующих налогов и взносов при выплате заработной платы в рамках выполнения гособоронзаказа

Проект Федерального закона N 699423-8 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о продлении на 2025 год приостановления действия отдельных положений законодательства Российской Федерации) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" установлены требования к использованию отдельного счета, предусматривающие в числе прочего возможность списания с него денежных средств в целях оплаты труда только при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, а также страховых взносов в СФР и ФФОМС.

С введением единого налогового платежа данное требование не выполнимо.

В этой связи законопроектом на 2025 год приостанавливается действие подпункта "а" пункта 3 статьи 8.4 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" в части выполнения указанного требования.

Ко второму чтению подготовлен законопроект, которым на период 2025 - 2027 годов продлевается льгота по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, при этом уточняются размер налоговой ставки и условия ее применения

Проект Федерального закона N 731807-8 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей налогообложения российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности) (текст ко второму чтению)

Согласно законопроекту для российских организаций, включенных в реестр, формирование и ведение которого осуществляются уполномоченным федеральным органом в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составит 8 процентов (до конца 2024 года указанная ставка составляет 3 процента), а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, как и ранее, - 0 процентов.

Также уточнены виды доходов, учитываемых при расчете условий применения данной льготы (речь идет о доле доходов от реализации профильных услуг (работ) в размере 70 процентов в общем объеме доходов организации).

В НК РФ предлагается внести ряд поправок, касающихся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, страховых взносов

Проект Федерального закона N 746277-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) (в части отдельных вопросов налогообложения) (текст ко второму чтению)

Так, в частности, законопроектом от НДС освобождены ветеринарные услуги, оказываемые коммерческими клиниками.

Уточнены условия применения инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов.

Не подлежащую налогообложению НДФЛ сумму суточных, выплачиваемых работникам, командированным за пределы РФ, предлагается увеличить с 2500 до 3500 рублей.

Установлен порядок определения налоговой базы в отношении табака (изделий с нагреваемым табаком), предназначенного для потребления путем нагревания.

Вводится налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 5 процентов по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций (долей участия в УК) аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, при соответствии установленным условиям.

Скорректированы условия применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, предусмотренного статьей 286.2 НК РФ.

Прокурорским работникам предоставлена льгота по уплате ряда госпошлин.

Установлены особенности и условия применения нулевой ставки НДПИ при добыче газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал, а также газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал.

Уточнен порядок определения среднего за истекший налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс".

Внесены изменения в порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры.

Также законопроектом уточняется действие пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.

Ко второму чтению подготовлен законопроект о налогообложении операций с цифровой валютой

Проект Федерального закона N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации) (в части налогообложения цифровой валюты) (текст ко второму чтению)

Согласно законопроекту для целей налогообложения цифровая валюта признается имуществом.

На оператора майнинговой инфраструктуры возложена обязанность сообщать в налоговый орган сведения, связанные с осуществлением майнинга. Нарушение данной обязанности повлечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Совершение операций, связанных с майнингом и реализацией цифровой валюты, не признается объектом налогообложения НДС.

Определены особенности налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций доходов, полученных в результате осуществления майнинга цифровой валюты, а также при ее реализации (безвозмездной передаче).

Установлены ограничения, согласно которым лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, не вправе применять УСН, а лица, осуществляющие майнинг и реализацию (приобретение) цифровой валюты, не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", ПСН, АвтоУСН.

С 1 января 2025 года фиксированный размер страховых взносов на "травматизм" для налогоплательщиков на АвтоУСН составит 2750 рублей в год

Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1547
"Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

Для страхователей, применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит индексации с 1 января 2025 года в 1,13 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ.

Таким образом, в 2025 году размер страховых взносов для указанных налогоплательщиков составит 2750 рублей в год.

Подготовлен проект перечней кодов племенных животных и продукции, в отношении которых с 1 января 2025 года будет применяться ставка НДС 10 процентов

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении перечней кодов видов продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2025 года пункт 2 статьи 164 НК РФ дополняется новым подпунктом 1.2, в котором поименованы виды племенной продукции, в отношении которой будет применяться льготная ставка налога.

В целях реализации положений НК РФ проект содержит:

перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с ОКПД 2;

перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Внесены дополнения в форматы доверенности, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя, а также заявления об отзыве доверенности, подтверждающей полномочия представителя в налоговых правоотношениях

Приказ ФНС России от 16.10.2024 N ЕД-7-26/858@
"О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 19.09.2023 N ЕД-7-26/648@ и от 11.12.2023 N ЕД-7-26/946@"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2024 N 80215.

В сведения о физическом лице включены поля для отражения сведений о номере записи федерального регистра сведений о населении.

Номер версии обновленных форматов - 5.03.

Минэкономразвития утверждены на 2025 год коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей уплаты некоторых налогов и сборов

Приказ Минэкономразвития России от 17.10.2024 N 645
"Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2025 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2024 N 80244.

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ - 2,594;

для целей уплаты сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов - 1,080;

для исчисления НДД - 1,388;

для целей применения УСН - 1;

для целей применения ПСН - 1,144;

для целей уплаты торгового сбора - 1,976.

Утвержден порядок расчета показателей Цэу и Цан для целей исчисления НДПИ

Приказ ФАС России от 15.11.2024 N 864/24
"Об утверждении порядка определения показателей ЦЭУ и ЦАН"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2024 N 80243.

Приказ содержит формулы для расчета показателей:

Цэу - средней за налоговый период цены на добытый уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;

Цан - средней за налоговый период цены на антрацит.

Данные показатели участвуют в расчете коэффициентов, введенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Соответствующие положения закона вступают в силу с 1 января 2025 года.

ФНС разъяснен порядок отражения в Книге учета доходов и расходов налогоплательщиками на УСН суммы страховых взносов, подлежащей уплате в налоговом периоде

<Письмо> ФНС России от 11.11.2024 N СД-4-3/12849@
"О возможности учета ИП, применяющими УСН с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, в книге учета доходов и расходов страховых взносов, подлежащих уплате в налоговом периоде в соответствии со статьей 430 НК РФ"

Формой и порядком заполнения Книги предусмотрено, в частности, заполнение даты и номера первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

Поскольку подлежащие уплате суммы страховых взносов на ОПС и ОМС учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по УСН (в случае выбора объекта налогообложения "доходы минус расходы"), то такие суммы взносов (до их уплаты) необходимо отразить в Книге учета доходов и расходов, в соответствии с приведенными рекомендациями, в части указания даты и номера первичного документа.

ФНС даны разъяснения по вопросу включения в состав расходов по УСН суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование

<Письмо> ФНС России от 12.11.2024 N СД-4-3/12916@
"О возможности учета ИП, применяющими УСН с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, в составе расходов при определении налоговой базы по УСН суммы страховых взносов, подлежащих уплате в налоговом периоде в соответствии со статьей 430 НК РФ"

С 1 января 2025 года изменяется порядок учета таких расходов при определении налоговой базы по УСН (до этой даты в составе расходов учитываются страховые взносы в фактически уплаченном размере, а после этой даты - в сумме, подлежащей уплате в данном налоговом периоде).

Также отмечено, что для целей учета в составе расходов страховых взносов, исчисленных в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за расчетный период 2025 года, уплата которых должна быть осуществлена не позднее 01.07.2026, такие страховые взносы могут быть признаны подлежащими уплате как в 2025 году, так и в 2026 году.

ФНС рекомендован формат направления в электронной форме расчета совокупного размера прибыли участником проекта "Сколково" либо участником проекта "Об инновационных научно-технологических центрах"

<Письмо> ФНС России от 14.11.2024 N ЕА-4-3/12994@
"О рекомендуемых форматах документов"

Формат описывает требования к XML-файлам передачи в налоговые органы расчета совокупного размера прибыли, предусмотренного пунктом 18 статьи 274 НК РФ.

Расчет представляется в случае прекращения организацией - участником проекта использования права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль.

ФНС разъяснила, как заполнить налоговое уведомление в случае уплаты в декабре 2024 года в составе единого налогового платежа сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, а также НДФЛ

<Письмо> ФНС России от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@
<О применении пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации>

Сообщаются коды, которые необходимо указать в налоговом уведомлении для зачета перечисленных средств в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов, исчисленных за декабрь (код 34/03), а также суммы НДФЛ, исчисленной за период с 23 по 31 декабря 2024 года (код 34/13).

ФНС представлена позиция судебных инстанций по вопросу об отнесении к объектам обложения налогом на имущество организаций оборудования вида "вращающаяся печь"

Письмо ФНС России от 19.11.2024 N БС-4-21/13153@
"О результатах налогового спора об отнесении к объектам обложения налогом на имущество организаций оборудования вида "вращающаяся печь" и о внесении изменений в приложение к письму ФНС России от 18.06.2024 N БС-4-21/6770@"

Налогоплательщиком из расчета налога на имущество были исключены объекты вида "вращающаяся печь". Данные объекты были приняты к учету как отдельные инвентарные объекты, им присвоен код ОКОФ из раздела "Машины и оборудование".

Спорные объекты после их сборки и установки стали частью соответствующих зданий (сооружений).

Налоговый орган, сделав вывод о том, что спорные объекты подлежат обложению налогом, фактически обосновал это единым функциональным назначением в целях реализации предпринимательской деятельности общества.

Однако данные обстоятельства в силу положений пункта 1 статьи 374 НК РФ, пунктов 5 и 6 ПБУ 6/01 не могут являться основанием для вывода о квалификации спорного имущества как подлежащего налогообложению.

С учетом изложенного исключен пункт 5 из приложения к письму ФНС России от 18.06.2024 N БС-4-21/6770@.

ФНС: ИП, осуществляющие реализацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять ПСН после 01.09.2024

<Письмо> ФНС России от 19.11.2024 N СД-4-3/13188@
<По вопросу применения патентной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с продажей лекарственных препаратов для ветеринарного применения, после их обязательной маркировки>

Согласно НК РФ патентная система налогообложения (ПСН) применяется, в частности, в отношении фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

С 1 сентября 2024 года предусмотрено введение обязательной маркировки на лекарственные препараты для ветеринарного применения по кодам, указанным в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р.

Начиная с отчетности за 2024 год декларация по налогу на имущество организаций представляется по новой форме

<Информация> ФНС России
"С 2025 года будет применяться новая форма декларации по налогу на имущество организаций"

Декларацию необходимо будет представить не позднее 25 февраля 2025 года.

В информации приведены некоторые изменения, касающиеся порядка заполнения налоговой декларации (в части указания кода налогового органа).

На 2025 год утверждены коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей уплаты ряда налогов и сборов

Информация Минэкономразвития России
<Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2025 год>

Коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ - 2,594;

для целей уплаты сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов - 1,080;

для исчисления НДД - 1,388;

для целей применения УСН - 1;

для целей применения ПСН - 1,144;

для целей уплаты торгового сбора - 1,976.

Расчет коэффициентов осуществляется ежегодно исходя из величины коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен.