КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сенаторы и депутаты Госдумы, самовольно выехавшие за пределы территории РФ, могут быть досрочно лишены полномочий

Федеральный закон от 13.07.2024 N 180-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Сенатор РФ, депутат Госдумы обязаны согласовать выезд за пределы территории РФ, за исключением служебных командировок, в порядке и сроки, которые определяются советом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. В случае выезда за пределы территории РФ без согласования их полномочия могут быть прекращены досрочно.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные некоммерческие организации могут получить господдержку

Федеральный закон от 13.07.2024 N 181-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указанный перечень дополнен деятельностью по развитию межмуниципального сотрудничества.

Кроме этого, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены формы межмуниципального сотрудничества, уточнен статус советов муниципальных образований субъектов РФ и межмуниципальных хозяйственных обществ, а также закреплены положения о Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (далее - Ассоциация), в которую войдут советы муниципальных образований субъектов РФ.

Установлена обязанность совета муниципальных образований региона представлять в высший исполнительный орган субъекта РФ и в Ассоциацию ежегодный доклад о состоянии и развитии местного самоуправления в регионе и предусмотрена обязанность Ассоциации готовить и представлять в Правительство ежегодный доклад о состоянии и развитии местного самоуправления в России.

Также подписанным законом уточнен порядок формирования Совета Федерации и дополнен перечень лиц, на которых не распространяется требование о постоянном проживании на территории субъекта РФ в течение пяти лет для выдвижения кандидатом в сенаторы. В частности, до 1 января 2030 года требование о постоянном проживании на территории региона не будет распространяться на кандидатов на должность сенатора от ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Предлагается установить административную ответственность за нарушение законодательства о противодействии финансированию экстремистской деятельности

Проект Федерального закона N 671695-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Предусмотренные законопроектом изменения содержат нормы, связанные с привлечением юрлиц и ИП к административной ответственности, в связи с внесением в Госдуму законопроекта о противодействии финансированию экстремистской деятельности.

В том числе расширяется административная ответственность организаций, предусмотренная частями 3 и 4 статьи 15.27 КоАП.

В КоАП предлагается предусмотреть конфискацию товаров и продукции, в отношении которых не представлены сведения оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (не внесен в ГД ФС РФ)

Кроме того, планируется наделить судей и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга, полномочиями по рассмотрению дел по статье 15.12.1 КоАП.

Маркировку федеральными специальными марками импортной алкогольной продукции предлагается перенести на территорию РФ

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Как отмечают авторы проекта, в настоящее время процесс маркировки федеральными специальными марками импортной алкогольной продукции неразрывно связан с ее транспортировкой до и от места маркировки, хранением, сортировкой, таким образом, оплата услуг за совершение этих операций производится в адрес иностранных компаний. В случае установления недружественными странами запрета маркировки на их территории, организации, осуществляющие импорт алкогольной продукции на территорию РФ, столкнутся с необходимостью экстренной перестройки логистических маршрутов и увеличением в связи с этим финансовой нагрузки.

В этой связи предусматривается, что маркировка импортной алкогольной продукции начиная с 1 марта 2026 г. будет осуществляться только на территории РФ на постоянной основе.

КС РФ: умерщвление бездомных животных допускается только при необходимости предотвращения исходящих от конкретного животного угроз

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"

Выбор допустимых оснований для умерщвления животных без владельца осуществляется органами государственной власти субъектов РФ с учетом предписаний Закона об обращении с животными и объективной необходимости в установлении данных оснований. При этом умерщвление животных без владельцев - мера, использование которой может быть оправданно, лишь когда прочие мероприятия не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность.

Если к числу оснований для умерщвления животных без владельцев отнесены случаи, когда это обусловлено необходимостью предотвращения исходящих от конкретного животного угроз, вызванных рисками распространения им опасной для человека или других животных болезни либо подтверждаемых совершенным им нападением на человека или проявлением им немотивированной агрессивности, то такое регулирование не может расцениваться как неприемлемое.

В то же время основаниями для умерщвления бездомных животных не могут быть ни загруженность приютов для животных и пунктов временного содержания, ни оптимизация бюджетных расходов на эту деятельность.

Введение и реализация указанной меры могут быть оправданны, если это продиктовано объективно возникшей экстраординарной и не поддающейся разрешению иными средствами ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений животных или с распространением переносимых ими опасных для человека болезней, когда содержание животных в приютах либо в местах и пунктах временного содержания или их возврат на прежние места их обитания не обеспечивают в конкретном регионе надлежащего уровня безопасности личности и общества.

Отмечено, что применение данной меры должно иметь временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения ситуации с обеспечением безопасности от возникших угроз. Такие рамки должны устанавливаться законами субъектов РФ. Кроме этого, должен быть установлен разумный срок для того, чтобы владелец (если он имеется) отловленного животного мог его обнаружить, а также предусмотрены условия для такого обнаружения.

Таким образом, часть 4 статьи 7, абзац первый части 1 и часть 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции РФ.

Предписанные законом льготы по уплате административного штрафа должны распространяться в том числе на административные правонарушения, выявленные в результате проверки органами прокуратуры как иным субъектом контрольно-надзорной деятельности государства

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 39-П
"По делу о проверке конституционности положения части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "НТСИ Телеком"

Не соответствующим Конституции РФ признано положение части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Конституционный Суд РФ также полагает возможным рекомендовать законодателю при внесении в правовое регулирование изменений, непосредственно вытекающих из настоящего Постановления, оценить, в том числе с учетом выраженных в нем правовых позиций, достаточность критериев возможности уплаты назначенного административного штрафа в половинном размере для остальных случаев - наряду с охваченными предметом и резолютивной частью настоящего Постановления - выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в ином порядке, чем предусмотренный Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Уточнено действие Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии

Постановление Правительства РФ от 13.07.2024 N 956
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318"

Предусмотрено, что Правила не применяются в отношении проектов актов, проектов решений или их отдельных положений:

регулирующих отношения в области обеспечения безопасности РФ по направлениям деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляемой ими в пределах своих полномочий;

направленных на противодействие терроризму при наличии соответствующей позиции ФСБ;

регулирующих отношения в области технической защиты информации и обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры РФ, принадлежащих органам государственной власти, а также подведомственным им организациям.

Актуализирована комплексная госпрограмма "Строительство"

Постановление Правительства РФ от 13.07.2024 N 960
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1730"

Программа приведена в соответствие с нормами Федерального закона от 25.12.2023 N 628-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Скорректированы контрольные полномочия ФАС России в сфере электроэнергетики

Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 N 970
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331"

В частности, ФАС России уполномочена осуществлять контроль за соблюдением сетевыми организациями обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, за исключением приборов учета электрической энергии в жилых домах.

Уточнены полномочия Роскомнадзора в части аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей

Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 N 971
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228"

Положение о Роскомнадзоре, утвержденное постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. N 228, приведено в соответствие с нормами Федерального закона от 12 июня 2024 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Скорректированы полномочия Росимущества в части принятия в федеральную собственность имущества, созданного за счет средств федерального бюджета

Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 N 972
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432"

Уточнено, что Росимущество принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, в том числе объекты недвижимого имущества, сведения о которых включены в предусмотренный статьей 179.1 БК РФ реестр объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.

Усовершенствован порядок работы государственных информационных систем и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора)

Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 N 980
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Внесены поправки в том числе в:

постановления Правительства "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)", "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий;

Положение о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

Актуализировано Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 19.07.2024 N 986
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437"

Внесено уточнение с целью приведения Положения в соответствие с Федеральным законом от 25.12.2023 N 628-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, уточнены полномочия Министра.

Обновлены типовые формы документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны

Приказ МЧС России от 29.05.2024 N 449
"Об утверждении типовых форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2024 N 78842.

Признан утратившим силу приказ МЧС от 25.10.2021 N 726, регулирующий аналогичные правоотношения.

Актуализированы типовые формы документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Приказ МЧС России от 29.05.2024 N 450
"Об утверждении типовых форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2024 N 78807.

Признается утратившим силу Приказ МЧС России от 25.10.2021 N 725, регулирующий аналогичные правоотношения.

С 01.09.2024 вступает в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Приказ Роспотребнадзора от 05.07.2024 N 509
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2024 N 78819.

Услуга предоставляется Роспотребнадзором зарегистрированным в РФ ИП, юрлицам, а также их уполномоченным представителям в срок до 20 рабочих дней.

За предоставление услуги взимается госпошлина в порядке и размерах, установленных статьей 333.18 и подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Внесены изменения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Приказ Росстандарта от 17.07.2024 N 1673
"О внесении изменений в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 г. N 318"

Включены новые позиции, некоторые позиции изложены в новой редакции.

Утверждена Концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

"Концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)"
(одобрена на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 27.06.2024 N 7)

Концепция представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, предназначенной для доведения до населения экстренной информации о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты.

В документе конкретизируются отдельные положения Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также учтены основные положения иных документов стратегического планирования, затрагивающих сферу оповещения населения.

С 1 сентября 2024 года лицензию на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации можно будет получить через Единый портал госуслуг

<Информация> Роспотребнадзора от 17.07.2024 "Роспотребнадзор: получить лицензию на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации можно будет через единый портал Госуслуги"

Сообщается, что государственная услуга по выдаче лицензий будет оказываться территориальными органами Роспотребнадзора полностью в электронном виде.

Максимальный срок предоставления услуги составит 20 рабочих дней в случаях заявления пяти и более адресов мест осуществления лицензируемой деятельности.