КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ко второму чтению подготовлен законопроект о мониторинге сырья, используемого для производства подлежащих маркировке товаров

Проект Федерального закона N 444871-8 "О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона "Об акционерных обществах") (в части уточнения полномочий коллегиального исполнительного органа общества) (текст ко второму чтению)

Под сырьем, подлежащим мониторингу, законопроект подразумевает сырье, используемое для производства товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документом предусмотрены обязательный мониторинг и добровольный мониторинг такого сырья.

Правительство предлагается наделить полномочиями по утверждению перечня сырья, подлежащего мониторингу, или критериев определения сырья, подлежащего мониторингу, перечня групп хозяйствующих субъектов, принимающих участие в мониторинге сырья по видам деятельности, правил мониторинга сырья, а также использования государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в целях мониторинга сырья.

Устанавливается обязанность участников оборота сырья, подлежащего обязательному мониторингу, передавать информацию об обороте такого сырья в информационную систему мониторинга.

Кроме этого, законопроектом устанавливаются дополнительные требования для открытия иностранным номинальным держателям и иностранным регистраторам лицевых счетов для учета прав на акции международных компаний, размещение и (или) организация обращения которых осуществляются (будут осуществляться) за пределами РФ. Одно из таких требований: государство (территория) постоянного местонахождения иностранного номинального держателя или иностранного регистратора не должно быть включено в утверждаемый Правительством перечень недружественных государств. Наряду с этим планируется снизить минимальную стоимость активов для регистрации международного личного фонда в специальных административных районах (САР) до 500 млн рублей.

Также законопроектом уточняются некоторые вопросы корпоративных отношений.

Предлагается упразднить режим зон территориального развития

Проект Федерального закона N 664273-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

Согласно пояснительной записке, на территории РФ отсутствуют функционирующие зоны территориального развития. Заявки субъектов РФ по вопросу создания на своей территории зон территориального развития в адрес Минэкономразвития России не поступали, в том числе ввиду возможности использования более привлекательных для потенциальных инвесторов преференциальных режимов, таких как особые экономические зоны и территории опережающего развития.

Президентом утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве

Указ Президента РФ от 02.07.2024 N 568
"Вопросы Федерального медико-биологического агентства"

Указом определены полномочия ФМБА России, порядок организации деятельности Агентства, а также предельная численность работников центрального аппарата ФМБА России и его территориальных органов.

Руководство деятельностью ФМБА России осуществляет Президент, Правительство в соответствии с указами, распоряжениями и поручениями Президента координирует деятельность Агентства.

Предусмотрено, что ФМБА России вносит Президенту и в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства, по вопросам деятельности Агентства.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Конституционный Суд РФ подтвердил право органа местного самоуправления на принятие акта о предоставлении субсидии муниципальному унитарному предприятию в целях возмещения затрат на содержание и ремонт закрепленного за ним муниципального имущества без проведения торгов

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"

Часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возможности установить факт нарушения органом местного самоуправления запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в случае принятия им правового акта о предоставлении субсидий учрежденным таким органом местного самоуправления муниципальным унитарным предприятиям в целях возмещения затрат на содержание и ремонт закрепленного за ними муниципального имущества лишь по мотиву того, что поддержание конкуренции требует от органа местного самоуправления избирать в качестве способа обеспечения муниципальных нужд проведение торгов в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, если не установлено, что закрепление за муниципальным унитарным предприятием соответствующего муниципального имущества и предоставление ему субсидии на содержание и ремонт данного имущества повлекли недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке, находящемся в условиях конкуренции, нарушение прав и законных интересов участников такого товарного рынка.

Внесены изменения в правила маркировки отдельных видов медицинских изделий

Постановление Правительства РФ от 26.06.2024 N 860
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. N 894"

В частности, уточнены порядок и сроки представления в государственную информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных товаров средствами идентификации, установлен порядок регистрации перчаток медицинских в подсистеме национального каталога маркированных товаров, установлено, что с 1 марта 2025 г. участники оборота товаров представляют в информационную систему мониторинга сведения о кодах идентификации, и (или) кодах идентификации групповых упаковок, и (или) кодах идентификации наборов, и (или) кодах идентификации транспортных упаковок при осуществлении ввода в оборот и при выводе из оборота перчаток медицинских.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2025 г.

Актуализированы Правила передачи на хранение, приема, учета, хранения загранпаспорта гражданина РФ

Постановление Правительства РФ от 28.06.2024 N 878
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N 1953"

Правила приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми внесены уточнения в статью 18 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в части наименования органов, в которые подлежат передаче на хранение паспорта граждан РФ, право которых на выезд из РФ ограничено по основанию, предусмотренному подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 114-ФЗ.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внесены изменения в правила маркировки товаров легкой промышленности

Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 883
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В частности, уточнены срок и порядок внесения в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе их в оборот, обороте и выводе из оборота.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2025 г.

С 1 августа 2024 г. по 1 июня 2025 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по созданию, апробации и внедрению информационной системы "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" для оформления перевозок грузов

Постановление Правительства РФ от 03.07.2024 N 908
"О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по созданию, апробации и внедрению информационной системы "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" для оформления перевозок грузов"

Целями эксперимента являются в числе прочего внедрение информационной системы для оформления перевозок грузов, осуществляемых автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта, апробация технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов посредством механизма "единое окно", тестирование технологии сбора, верификации информации о перевозчиках и формирование их рейтинга, базирующегося на данных о временных и качественных характеристиках выполненной перевозки грузов.

Грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, акционерное общество "Российский экспортный центр", владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы железнодорожного подвижного состава и операторы информационных систем электронных перевозочных документов участвуют в эксперименте на добровольной основе.

Уточнены полномочия Минстроя России

Постановление Правительства РФ от 05.07.2024 N 916
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038"

Установлено, что Министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в части ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.

Также Министерство осуществляет рассмотрение проектов сведений об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества для включения в реестр объектов, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.

Разграничены отдельные полномочия Минтранса России и Росавиации

Постановление Правительства РФ от 05.07.2024 N 917
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Речь идет, в частности, о полномочиях в области аккредитации и сертификации, порядке принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов, порядке поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, при поиске и спасании, определении мест дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории РФ и прочее.

До 2027 года определены меры оптимизации малых закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2024 N 1636-р
<Об утверждении Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года>

Для целей Концепции под малыми закупками понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика.

Концепцией предусматривается выполнение следующих задач: унификация порядка проведения малых закупок в электронной форме; создание и ведение для целей осуществления малых закупок, по результатам которых заключаются контракты на поставку товара, каталога, содержащего описание конкретных товаров, а также использование цифрового паспорта промышленной продукции; установление единых требований к функционированию информационных систем, используемых для проведения малых закупок, и их взаимодействию и интеграции между собой; унификация размеров и порядка взимания платы, которая может взиматься с участников закупки при проведении малых закупок (в случае принятия оператором информационной системы, используемой для проведения малых закупок, решения о взимании платы); определение случаев, при которых допускается осуществление малых закупок с использованием бумажного документооборота; распространение контроля в сфере закупок на такие закупки.

Федеральным органам исполнительной власти, высшим исполнительным органам субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных и региональных программ (подпрограмм).

Обновлена процедура выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры

Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 17.01.2024 N 12
"Об утверждении Административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2024 N 78703.

Заявителями на предоставление соответствующей госуслуги являются юрлица, выполняющие функции застройщика объекта космической инфраструктуры, либо их уполномоченные представители.

Госуслуга предоставляется Госкорпорацией "Роскосмос".

Максимальный срок ее предоставления - 5 рабочих дней.

Госпошлина или иная плата за предоставление госуслуги не взимается.

Признан утратившим силу аналогичный приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 11.08.2020 N 210.

Дополнен список контрольных вопросов, применяемый должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на объектах всех классов функциональной пожарной опасности

Приказ МЧС России от 27.05.2024 N 439
"О внесении изменений в приложение N 1 к приказу МЧС России от 9 февраля 2022 г. N 78"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2024 N 78716.

Кроме того, в графе "Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц" списка контрольных вопросов в новой редакции изложена строка 78.

Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности

Приказ Минздрава России от 04.06.2024 N 289н
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1018н"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2024 N 78696.

В указанный перечень включены, в частности, следующие индикаторы:

- рост больничной летальности в медицинской организации от заболеваний дыхательной системы более чем на 2% за квартал по сравнению с предыдущим кварталом;

- увеличение числа умерших беременных, рожениц и родильниц в медицинской организации более чем на 1% за год;

- увеличение за год более чем на 10% доли умерших от болезней системы кровообращения от числа лиц с болезнями системы кровообращения, которым установлено диспансерное наблюдение;

- осуществление приемки медицинской организацией "Мифепристона" по данным системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения при одновременном отсутствии у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и др.

ЦИК РФ утвердила порядок электронного голосования на проводимых в России выборах и референдумах

Постановление ЦИК России от 03.07.2024 N 175/1389-8
"О Порядке электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации"

Документ устанавливает порядок голосования без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе (далее - электронное голосование), подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования.

Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК России или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ.

При электронном голосовании используется электронный бюллетень - бюллетень, подготовленный в электронном виде программно-техническими средствами, применяемыми при проведении электронного голосования, на основании данных, содержащихся в ГАС "Выборы".

Электронное голосование осуществляется с применением комплексов для электронного голосования, в состав которых входят технические устройства, обеспечивающие проведение электронного голосования в помещениях для голосования и вне помещений для голосования, а также технические устройства, обеспечивающие подсчет голосов избирателей, участников референдума, установление итогов голосования и составление протоколов об итогах голосования, которые могут входить в состав федеральных и региональных государственных информационных систем.

Электронное голосование проводится в день (дни) голосования в период времени, установленный законом для соответствующих выборов, референдума. Проведение электронного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования обеспечивают члены соответствующих участковых комиссий, прошедшие обучение.

Утверждена Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и СПО в РФ на период до 2030 года

<Письмо> Минпросвещения России от 01.07.2024 N ДГ-1105/07
"О направлении Концепции и плана"

Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы реализации государственной политики в области оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и СПО на период до 2030 года.

Концепция является основой для принятия органами государственной власти РФ, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления решений в области обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и СПО, в том числе создания региональных (муниципальных) систем психолого-педагогической помощи.

Концепция будет реализована в три этапа:

в рамках I этапа (до 2025 года) должны быть разработаны необходимые инструменты и осуществлена апробация цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям) не менее чем в 5 субъектах РФ;

в рамках II этапа (до 2027 года) необходимо сформировать региональные системы оказания психолого-педагогической, в том числе экстренной и кризисной, помощи участникам образовательных отношений и обеспечить деятельность сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи во всех 89 субъектах РФ;

в рамках III этапа (до 2030 года) необходимо создать условия для развития кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), привлекаемых к оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также должна быть создана цифровая платформа, предназначенная для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся и их родителям.

Президент РФ поручил представить предложения о мерах поддержки хозяйствующих субъектов, применяющих в своей деятельности стандарт общественного капитала бизнеса

"Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АСИ"
(утв. Президентом РФ 29.06.2024)

Также в перечне поручений:

утвердить требования к системе верификации соответствия деятельности хозяйствующих субъектов стандарту общественного капитала бизнеса и стандартам раскрытия информации об устойчивом развитии в различных сферах деятельности;

не позднее 2030 года обеспечить проведение первичного публичного размещения на внутреннем финансовом рынке акций не менее десяти российских высокотехнологичных компаний;

обеспечить реализацию программы подготовки управленческих кадров, направленной на распространение в дружественных иностранных государствах, в том числе расположенных в Азии и Африке, лучших российских практик в различных сферах деятельности.

Президент РФ поручил представить предложения о развитии института саморегулирования в сфере медицинской и фармацевтической деятельности

"Перечень поручений по вопросам развития здравоохранения"
(утв. Президентом РФ 29.06.2024)

Также поручено рассмотреть, в числе прочего, вопросы совершенствования системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, усиления ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ за выполнение решений Президента РФ, связанных с организацией оказания медицинской помощи.