ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Подписан закон о поэтапном увеличении размера целевых отчислений от лотерей

Федеральный закон от 26.10.2024 N 354-ФЗ
"О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях"

Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий.

Согласно закону размер целевых отчислений, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять: 4,2% от суммы выручки оператора лотереи от ее проведения за отчетный квартал, полученной в период с 1 января по 13 декабря 2025 года; 4,5% - за период 2026 года; 5% - за период 2027 года и 5,5% - за период начиная с 1 января 2028 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Правительству предоставлены дополнительные полномочия в ходе исполнения федерального бюджета в 2024 году

Федеральный закон от 29.10.2024 N 360-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году"

Согласно принятому закону Правительство РФ вправе:

принимать решения об увеличении резервного фонда Правительства РФ на сумму до 1500 миллиардов рублей без внесения изменений в закон о бюджете с превышением общего объема расходов федерального бюджета;

осуществлять государственные внутренние заимствования РФ с превышением предусмотренных законом о бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего долга и программы государственных внутренних заимствований на 2024 год.

Утверждены особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году

Федеральный закон от 29.10.2024 N 367-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году"

Законом, в частности:

продлевается приостановка отдельных положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничения в бюджетном процессе;

устанавливается возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим медицинскими организациями в период проведения специальной военной операции;

предусматривается, что государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ;

в целях недопущения нарушения сроков реализации и снижения качества реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, устанавливаются меры ответственности в виде повышения процентной ставки;

с 1 января 2025 года изменяется норматив распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории РФ;

продлевается на 2025 год переходный период в части индексации страховых пенсий на индекс роста потребительских цен. Также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года;

предусматривается приостановление норм, регламентирующих установление прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, установление прожиточного минимума в целом по РФ, начиная с 2026 года, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом инфляции прошлого года.

Установлены порядок и условия предоставления в 2024 году субсидий из бюджета СФР юрлицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Белгородской области, Брянской области и Курской области, в целях частичной компенсации расходов на оплату времени простоя

Постановление Правительства РФ от 24.10.2024 N 1426
"Об утверждении Правил предоставления в 2024 году Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территориях Белгородской области, Брянской области и Курской области, в целях частичной компенсации расходов на оплату времени простоя работников по причинам, не зависящим от работодателя и работника"

Субсидии предоставляются ежемесячно на основании заявлений работодателей, включенных в перечни, утвержденные органами государственной власти, а также на основании представленных работодателями сведений о простое работников.

Субсидии не предоставляются работодателям - государственным и муниципальным учреждениям.

Фондом осуществляются идентификация работников, занятых у работодателя и находившихся в отчетный период в простое, а также проверка факта их трудоустройства у работодателя по состоянию на 1 августа 2024 г. и на день окончания времени простоя в отчетном календарном месяце.

Работодатель несет ответственность за представление недостоверных сведений, влияющих на право получения субсидии, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утвержден порядок предоставления в 2024 году субсидии бюджету Иркутской области в целях завершения мероприятия по разработке проектной документации по строительству гидротехнических сооружений на озере Байкал в г. Байкальске

Постановление Правительства РФ от 28.10.2024 N 1440
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322"

Размер субсидии с учетом предельного уровня софинансирования расходных обязательств Иркутской области определяется актом Правительства РФ.

Результатом использования субсидии является разработанная проектная документация по объекту "Берегоукрепление озера Байкал в г. Байкальске", имеющая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Внесены изменения в перечни кодов бюджетной классификации на 2024 год (и на плановый период)

Приказ Минфина России от 19.09.2024 N 130н
"О внесении изменений в коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N 80н"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2024 N 79917.

Некоторые приложения приказа N 80н дополнены новыми кодами видов доходов, отдельные позиции изложены в новой редакции. Включены также новые коды ЦСР и направлений расходов (в том числе приложение N 9 дополнено новым разделом V "Коды направлений расходов, предназначенные для отражения в бюджетном учете расчетов с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами за счет остатков субсидий прошлых лет, предоставленных из федерального бюджета").

Банк России: инфляция снизится до 4,5 - 5,0% в 2025 году, до 4% в первой половине 2026 года и будет находиться на цели в дальнейшем

"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)

В базовом прогнозном сценарии Банк России предполагает, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках текущих трендов. Цены на нефть будут плавно снижаться до 70 долларов США за баррель в 2027 году в условиях ожидаемого увеличения добычи нефти в мире.

Трансформация российской экономики в ближайшие годы продолжится. В ее структуре будет преобладать внутренний спрос. Доля экспорта и импорта будет меньше той, которая наблюдалась в досанкционный период. По прогнозу Банка России, в 2024 году российская экономика вырастет на 3,5 - 4,0%. В конце 2024 года перегрев в экономике начнет постепенно уменьшаться. Этому будет способствовать проводимая денежно-кредитная политика. В 2027 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5 - 2,5%. Темпы увеличения потребительского и инвестиционного спроса в ближайшие годы станут более умеренными. По мере адаптации к усилению санкционных барьеров рост экспорта и импорта возобновится после снижения в 2024 году. Инфляция снизится до 4,5 - 5,0% в 2025 году, до 4% в первой половине 2026 года и будет находиться на цели и в дальнейшем. Для этого потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время.

Высокая ключевая ставка обеспечит необходимую реальную жесткость денежно-кредитных условий для снижения кредитной и увеличения сберегательной активности экономических агентов в условиях их повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий. По оценкам Банка России, в 2025 году ключевая ставка в среднем составит 17,0 - 20,0% годовых, в 2026 году - 12,0 - 13,0% годовых. В 2027 году ключевая ставка в среднем составит 7,5 - 8,5% годовых, что соответствует диапазонной оценке долгосрочной нейтральной ставки в российской экономике.

Основные риски для развития российской экономики связаны как с внутренними, так и с внешними условиями. С учетом этого Банк России рассматривает два альтернативных неблагоприятных сценария. Сценарий "Проинфляционный (Выше спрос)" предполагает более высокую долю расходов бюджета, приходящихся на льготные программы кредитования, а также расширение мер протекционистского характера, направленных на стимулирование импортозамещения. Сценарий "Рисковый (Глобальный кризис)" предполагает возможное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках, что может привести к глобальному финансовому кризису. Реализация рисков в обоих сценариях, по оценкам Банка России, приведет к более высокой инфляции в 2025 - 2026 годах и потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к цели позже, чем в базовом сценарии.