КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Переносится срок проведения микропереписи населения

Федеральный закон от 30.09.2024 N 332-ФЗ
"О приостановлении действия пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О Всероссийской переписи населения"

Подписанным законом до 1 января 2029 года приостанавливается действие пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" в части периодичности проведения выборочного федерального статистического наблюдения в отношении части лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, на основе выборки не менее 5 процентов населения РФ.

Ранее с учетом проведения последней Всероссийской переписи населения в 2021 году микроперепись населения необходимо было провести не позднее 2026 года.

За прокуратурой РФ закреплены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов публичной власти федеральных территорий

Федеральный закон от 30.09.2024 N 334-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Законом прокуратура РФ наделяется полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти федеральных территорий.

Генеральный прокурор России, его заместители и по их поручению другие прокуроры, а также прокурор субъекта РФ, города, района и приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры наделены правом присутствовать на заседаниях органов публичной власти федеральных территорий.

Установлено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральных территорий. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган федеральной территории, подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

С 1 сентября 2025 года предлагается установить общие требования к организации и проведению торгов

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Проектом Закон "О защите конкуренции" дополняется новой статьей, которая устанавливает такие общие требования. В том числе предусматривается, что торги проводятся в форме аукциона, если федеральным законом не предусмотрено их проведение в форме конкурса или в иной форме. Если иное не установлено федеральным законом, торги проводятся в электронной форме на электронной площадке.

Корреспондирующие изменения и дополнения вносятся в том числе в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, а также в федеральные законы "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О связи", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О рекламе" и др.

Уточнены особенности осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) на территориях новых регионов

Постановление Правительства РФ от 23.09.2024 N 1286
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В частности, в 2025 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и энергетического надзора.

До 1 сентября 2026 года для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехнических сооружениях, введенных в эксплуатацию до 1 июня 2023 года, не нужно представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Изменениями, внесенными в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, уточнены особенности расчета необходимой валовой выручки регионального оператора

Постановление Правительства РФ от 01.10.2024 N 1318
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484"

Предусматривается, что при установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2025 год по заявлению об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО, направленному в срок до 1 ноября 2024 г. в орган регулирования тарифов дополнительно к предложению об установлении указанных тарифов на 2025 год оператором по обращению с ТКО, для которого утверждена инвестиционная программа в указанной области, по результатам выполнения которой обеспечивается сортировка 100 процентов объема ежегодно образуемых ТКО, учитываются прогнозные расходы (недополученные доходы) за 2024 год, рассчитанные на основании экономически обоснованных расходов и доходов, возникших за период с 1 января по 30 сентября 2024 г., которые подтверждены бухгалтерской отчетностью за указанный период, представленной таким оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Актуализировано Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации

Постановление Правительства РФ от 01.10.2024 N 1321
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064"

Реализован пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 30.01.2024 N 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

На 2025 год продлены особенности осуществления лицензионного контроля деятельности организаций при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и государственного контроля за обеспечением безопасности перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них

Постановление Правительства РФ от 03.10.2024 N 1328
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Установлено, что к отношениям, связанным с организацией и осуществлением данных видов контроля, применяются до 31 декабря 2025 г. включительно положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства РФ в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено.

С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в правила ведения реестра групп предприятий

Постановление Правительства РФ от 03.10.2024 N 1330
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2021 г. N 1533"

В частности, уточнены критерии отнесения юридического лица к головной организации группы предприятий, в том числе установлено, что юридическое лицо относится к головной организации группы предприятий, если осуществляет контроль над другими юридическими лицами группы предприятий и в состав участников такого юридического лица входит Российская Федерация, субъект РФ, федеральная территория или муниципальное образование вне зависимости от доли участия в уставном капитале и при условии, что в составе участников нет иного участника с долей участия в уставном капитале более 50 процентов.

С 1 октября 2024 г. по 31 декабря 2025 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по использованию сведений о многодетных семьях, содержащихся в ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", при предоставлении государственных и муниципальных услуг и мер социальной поддержки

Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2024 N 2714-р
<О проведении эксперимента по использованию сведений о многодетных семьях, признанных в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, содержащихся в ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", при предоставлении государственных и муниципальных услуг и мер социальной поддержки>

Проведение эксперимента осуществляется Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Минкультуры России, Минтрансом России, Социальным фондом России.

В рамках эксперимента будут апробироваться в том числе механизм использования сведений, подтверждающих статус многодетной семьи, путем предъявления двухмерного штрихового кода (QR-кода), позволяющего осуществить проверку сведений об отнесении гражданина к члену многодетной семьи, а также инструменты для получения и учета данных о предоставленных юридическими лицами услугах при считывании двухмерного штрихового кода (QR-кода), в том числе с использованием открытого программного интерфейса (API), позволяющего осуществить проверку сведений об отнесении гражданина к члену многодетной семьи.

Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей

Приказ Роспотребнадзора от 02.09.2024 N 627
"О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 14 сентября 2023 г. N 635"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2024 N 79653.

В частности, включены следующие индикаторы:

наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также кожных антисептиков - дезинфицирующих средств с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более среднего объема реализации указанной продукции в одном объекте за этот же календарный месяц в РФ;

наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте биологически активных добавок к пище с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более среднего объема реализации указанной продукции в одном объекте за этот же календарный месяц в РФ.

Минстрой: ГОСТ Р 56038-2023 носит добровольный характер применения и не содержит обязательных для исполнения требований

<Письмо> Минстроя России от 20.08.2024 N 21846-ОГ/00
<О применении ГОСТ Р 56038-2023>

Сообщается, что проверка исполнения положений этого документа в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора) и лицензионного контроля органами государственного жилищного надзора не осуществляется.

Рособрнадзор информирует об актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

<Письмо> Рособрнадзора от 19.09.2024 N 07-1160
<Об актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования>

Так, сообщается, что с 1 сентября 2024 года применяются актуализированные акты Минобрнауки и Рособрнадзора по вопросам порядка замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, перехода обучающихся по образовательным программам СПО и высшего образования с платного обучения на бесплатное, структуры официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, размещен на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" (https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list/).

Рособрнадзор информирует о проведении профилактического визита и консультирования в отношении контролируемых лиц

<Письмо> Рособрнадзора от 23.09.2024 N 07-1176
<О проведении профилактических мероприятий в отношении контролируемых лиц, в том числе профилактический визит, консультирование>

Подать заявление на проведение профилактического визита или консультирования можно через Единый портал госуслуг, а также путем направления соответствующего заявления на адрес электронной почты Рособрнадзора dep07@obrnadzor.gov.ru.

Ознакомиться с информацией о проведении профилактического визита или консультирования можно на сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" (https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/).

Президент РФ поручил разработать механизм противодействия хищению денежных средств в ситуации, когда граждане под влиянием угроз, обмана или злоупотребления доверием заключают договоры потребительского кредита (займа) и передают заемные денежные средства мошенникам

"Перечень поручений по итогам совещаний по экономическим вопросам"
(утв. Президентом РФ 29.09.2024 N Пр-1999)

В законодательство РФ поручено внести изменения, предусматривающие в числе прочего:

направление кредитором заемщику информации о факте заключения с ним договора потребительского кредита (займа) и об условиях такого договора, а также о возможности отказаться от получения потребительского кредита (займа) в течение "периода охлаждения" с использованием единого портала госуслуг;

предоставление клиенту - физическому лицу возможности назначать уполномоченное лицо для подтверждения совершаемых в пользу третьих лиц операций по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов);

информирование заемщика о возможности взыскания его задолженности по договору потребительского кредита (займа) на основании исполнительной надписи нотариуса и обеспечение права заемщика отказаться от указанного способа взыскания задолженности до момента совершения нотариусом исполнительной надписи;

установление обязанности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, использовать актуальную официальную информацию, подтверждающую доходы физического лица, при принятии решения о предоставлении ему потребительского займа;

правовое регулирование деятельности операторов сервисов рассрочки, не предполагающее взимание платы за оказание ими услуг и устанавливающее гарантии защиты прав граждан, аналогичные гарантиям, предусмотренным законодательством РФ о потребительском кредите (займе), в том числе в части, касающейся информирования граждан о полной стоимости принимаемых обязательств и возможности ее изменения;

возможность взимания платы с физических лиц за оказанные им услуги, аналогичные услугам оператора сервиса рассрочки, исключительно лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Представлен перечень нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке применения в 2025 году

"Перечень нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке применения в 2025 году"

Перечень содержит постановление Правительства от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".

В 2025 - 2027 годах весь инструментарий бюджетной и налоговой политики будет ориентирован на содействие достижению национальных целей развития

"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(утв. Минфином России)

К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды.

В налоговой политике системные изменения налоговой системы, основные параметры которой будут зафиксированы до 2030 года, направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. Предусмотрено изменение налогообложения налогом на доходы физических лиц, которое основывается на повышении справедливости распределения налоговой нагрузки, сокращая ее за счет налоговых вычетов для семей с детьми, имеющих низкий доход, и увеличивая для налогоплательщиков со сверхвысокими доходами. Донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов будет включать введение дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой налоговой шкалы в зависимости от размера и вида полученного налогоплательщиком дохода.

Повышение налоговой нагрузки затронет около 3% налогоплательщиков НДФЛ. При этом одновременно будут усилены налоговые меры социальной поддержки, в частности: введение налогового вычета для семей с двумя и более детьми, доход которых не превышает величину 1,5 прожиточных минимума; распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы ГТО; увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты; увеличение стандартных налоговых вычетов на детей и пр.

Также представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.

Кроме этого, отмечено, что в 2025 - 2027 годах условия мирового и внутреннего рынков товаров на фоне геополитических угроз, рисков, усиления радикальной санкционной политики, а также курса импортозамещения требуют от внешнеэкономической политики создание "гибкой" таможенно-тарифной политики, которая повысит оперативность реагирования на внешние вызовы и принятия действенных решений, в том числе по развитию торговли с дружественными странами.

Разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработан Минэкономразвития России)

В рамках прогноза социально-экономического развития на 2025 - 2027 годы скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями функционирования экономики РФ и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленными в апреле 2024 года.

Учтены, в частности, следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть по сравнению с уровнем, прогнозируемым весной 2024 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения; сохранение высокой инвестиционной активности; опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности. Как следствие - улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на прогнозный период.

Так, в 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0 процента.

В прогнозе, в числе прочего, приведены предварительные итоги социально-экономического развития РФ за январь - июль 2024 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2024 год.

Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований, установленных статьями 5 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, предметом которого является соблюдение обязательных требований, установленных статьями 5 и 6 Федерального закона от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", в целях выявления и пресечения незаконных производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции), привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 30.09.2024 N ДР-25/12-02)

Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц КоАП РФ, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

Обновлен перечень актов для оценки соблюдения лицензионных требований, определенных частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, предметом которого является соблюдение лицензионных требований, определенных частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 30.09.2024 N ДР-26/12-02)

Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать такие требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц КоАП РФ, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

Обновлен перечень актов для оценки соблюдения обязательных требований к производству, поставке, закупке, транспортировке, хранению табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, государственной регистрации основного технологического оборудования

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, предметом которого является соблюдение обязательных требований в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства к производству, поставке, закупке (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), транспортировке, хранению табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, в том числе если данные требования установлены законодательством Российской Федерации или актами органов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции), обязательных требований о государственной регистрации основного технологического оборудования, установленных статьей 4 Федерального закона от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 30.09.2024 N ДР 27/12-02)

Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать такие требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций"
(утв. Минпросвещения России 03.10.2024)

В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения.

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минпросвещения России в рамках выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации"
(утв. Минпросвещения России 03.10.2024)

В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения.