СТРОИТЕЛЬСТВО

До 31 декабря 2024 г. включительно установлены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для защиты транспортного перехода через Керченский пролив, а также особенности выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов

Постановление Правительства РФ от 23.07.2024 N 999
"Об утверждении особенностей проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для защиты транспортного перехода через Керченский пролив в акватории Керченского пролива, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов"

Государственная экспертиза проектной документации проводится только в части достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Проверка достоверности определения сметной стоимости проводится в части оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, и физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ, утвержденную застройщиком или техническим заказчиком.

При проведении государственной экспертизы проектной документации не проводится государственная экологическая экспертиза. Разработка документации по планировке территории не осуществляется.

Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не требуется.

Даны разъяснения о критериях отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования

<Письмо> Минстроя России от 21.03.2024 N 15763-СМ/08
<О критериях отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования>

Сообщается, в частности, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В проектной документации согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, в том числе определяются технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства, включая площадь застройки, общую площадь, строительный объем, указываются места размещения существующих и проектируемых зданий, строений и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения). Технологическая связь основного объекта со вспомогательным также определяется в проектной документации.

Таким образом, параметры объектов капитального строительства, в том числе отнесение их к вспомогательным, определяются в проектной документации.

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2023 г. N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования" регламентирует случаи, при которых строения, сооружения относятся к строениям и сооружениям вспомогательного использования. При этом здания не являются предметом регулирования указанного Постановления.

Вместе с тем строения, сооружения являются объектами капитального строительства, в связи с чем относятся к объектам недвижимости.

В этой связи необходимость в уточнении критериев и наделении уполномоченных на выдачу разрешительной документации органов полномочиями по отнесению строений, сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования отсутствует.

Даны разъяснения по вопросу разработки и согласования специальных технических условий

<Письмо> Минстроя России от 17.06.2024 N 15543-ОГ/03
<О разработке специальных технических условий>

Сообщается, в частности, что требования к разработке СТУ, а также порядок направления и рассмотрения документации определены приказом Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (далее - Порядок). Согласно пункту 4 Порядка разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Необходимость разработки СТУ, а также состав технических требований СТУ определяет заинтересованное лицо по согласованию с организацией, осуществляющей разработку проектной документации для данного объекта, и (или) разработчиком, а соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям технических регламентов определяется организациями, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласовываются в порядке, установленном административным регламентом МЧС России, утвержденным приказом от 28.11.2011 N 710, за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка.

На основании изложенного необходимость согласования Минстроем России СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований исключительно Технического регламента N 123-ФЗ, отсутствует.