НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Резидентам ТОР на территории ДФО и резидентам СП Владивосток, получившим соответствующий статус до 01.01.2023, предлагается предоставить возможность приостановки применения пониженных тарифов страховых взносов

Проект Федерального закона N 633935-8 "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Согласно законопроекту резиденты вправе однократно представить в налоговый орган уведомление о приостановлении применения единых пониженных тарифов страховых взносов на срок, не превышающий три года.

Предложение о внесении изменений в НК РФ связано с тем, что после получения статуса резидента инвесторами осуществляются подготовительные работы с привлечением, как правило, подрядных организаций. Данная стадия реализации проекта не требует привлечения наемных работников, с выплат которым уплачиваются страховые взносы.

Приостановка применения льготы будет осуществляться на основании представленного в налоговый орган уведомления.

В НК РФ закреплен порядок исчисления и уплаты НДС при реализации иностранными продавцами из ЕАЭС товаров на маркетплейсах

Федеральный закон от 29.05.2024 N 100-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Закон устанавливает, в частности: определение электронной торговой площадки; правила признания РФ местом реализации таких товаров; особенности определения налоговой базы с учетом пересчета стоимости товара в иностранной валюте в рубли; сроки и порядок уплаты налога; правила применения налогового вычета.

Для реализации данного механизма также уточняются положения НК РФ, предусматривающие требования к постановке на учет (снятию с учета) иностранного лица и порядок использования личного кабинета налогоплательщика.

Кроме того, законом внесены уточнения, касающиеся исполнения обязанности по уплате НДС налоговыми агентами - поверенными, комиссионерами и агентами, а также правил учета сумм налога в стоимости товаров.

Подписан закон, предусматривающий возможность сохранить льготу по НДФЛ при переоформлении активов КИК на контролирующее лицо

Федеральный закон от 29.05.2024 N 121-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 217 и 284.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ установлена налоговая льгота по НДФЛ, позволяющая физлицам - налоговым резидентам РФ переоформлять на себя российские активы, которыми они владеют через свои КИК, без уплаты налога.

Принятым законом:

действие указанной выше льготы продлено на 2024 год;

для целей освобождения от НДФЛ предусмотрена возможность зачета срока владения активами в КИК в срок владения такими активами после переоформления в порядке, предусмотренном пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ.

Внесены изменения также в положения, устанавливающие условия применения указанной льготы по НДФЛ, и особенности применения ставки 0% к налоговой базе по налогу на прибыль по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале), с учетом срока владения такими активами.

От налога на прибыль освобождены любые субсидируемые государством гранты на инновационное развитие

Федеральный закон от 29.05.2024 N 123-ФЗ
"О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

До внесения изменений не подлежали налогообложению гранты, предоставляемые, в частности, институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных Минцифры.

После внесения изменений такие гранты могут финансироваться за счет субсидий, предоставленных любыми уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

Для пострадавших от паводка в Оренбургской области экономических субъектов предусмотрена отсрочка по уплате налогов и страховых взносов

Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 722
"Об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Оренбургской области, пострадавшими от паводка"

Постановлением продлеваются на 12 месяцев сроки уплаты налогов (за исключением НДС, акцизов, НДПИ и налогов, подлежащих уплате налоговым агентом), авансовых платежей по этим налогам и страховых взносов, включая страховые взносы на "травматизм", которые наступают с 1 апреля 2024 года.

К лицам, имеющим право на получение установленных мер поддержки, относятся организации и физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, отвечающие одновременно следующим критериям:

местом нахождения (местом осуществления предпринимательской деятельности) является территория Оренбургской области, на которой введен режим чрезвычайной ситуации;

получен ущерб в результате паводка 2024 года;

доходы от реализации снизились более чем на 30% в течение периода действия режима ЧС.

На 2029 год размер единой индикативной ставки акцизов на сигареты, классифицируемые в субпозиции 2402 20 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержден в национальной валюте в размере, эквивалентном 45 евро за 1000 штук

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.05.2024 N 42
"Об утверждении единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию в государствах - членах Евразийского экономического союза на 2029 год"

Диапазоны отклонения фактических ставок акцизов, действующих в государствах - членах ЕАЭС, от указанной индикативной ставки должны составлять не более 20 процентов в меньшую или большую сторону.

Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2025 г.

Внесены уточнения в форму требования налогового органа об уплате задолженности и форму решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика

Приказ ФНС России от 29.01.2024 N ЕД-7-8/74@
"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2024 N 78254.

Данные формы документов предусмотрены приложениями 1 и 3 к приказу ФНС от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@.

Уточнения касаются адреса направления указанных документов налогоплательщику в соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК РФ.

В порядок предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита внесены уточнения, касающиеся налоговых органов, уполномоченных принимать соответствующие решения

Приказ ФНС России от 16.02.2024 N ЕД-7-8/137@
"О внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1134@"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2024 N 78340.

Кроме того, предусмотрена возможность предоставления гарантом в налоговый орган банковской гарантии за налогоплательщика в порядке, установленном статьей 74.1 НК РФ, а также скорректирован формат заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

С 1 июля 2024 года информацию о зарубежных счетах необходимо направлять в налоговый орган по новым формам уведомлений

Приказ ФНС России от 26.04.2024 N СД-7-14/349@
"Об утверждении форм, форматов, способа представления резидентом налоговому органу уведомлений, предусмотренных частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также формы уведомления, предусмотренного частью 10 статьи 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2024 N 78303.

Утверждены новые формы (форматы) уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка и об изменении реквизитов счета (вклада), а также форма уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.

Определены способы направления уведомлений в налоговые органы.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@.

Даны разъяснения по вопросу применения налога на прибыль организаций и НДС при получении налогоплательщиками субсидий

<Письмо> Минфина России от 27.04.2024 N 01-06-13/03-40321
<По вопросу применения налога на прибыль организации при получении налогоплательщиками субсидий из бюджетной системы Российской Федерации>

Сообщен порядок налогового учета полученных сумм бюджетных ассигнований, а также отмечено, что денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров. Также в письме приведены разъяснения, касающиеся порядка применения налогового вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий.

Привлечение налоговыми органами экспертов в рамках проведения мероприятий налогового контроля не подпадает под действие законодательства о госзакупках

<Письмо> ФНС России от 27.04.2024 N СД-4-5/5114@
"О направлении копии письма"

Налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (подпункт 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Привлеченные эксперты за счет средств федерального бюджета получают вознаграждение за выполненную работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей.

С учетом установленного Законом N 44-ФЗ определения закупки Минфином сделан вывод о том, что выполняемые экспертами работы нельзя квалифицировать в качестве закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, к отношениям, связанным с привлечением экспертов в рамках проведения налогового контроля, положения Закона N 44-ФЗ не применяются.

ФНС даны разъяснения по вопросам, связанным с предоставлением Налогового расчета и отражением в нем доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов

<Письмо> ФНС России от 03.05.2024 N ШЮ-4-13/5215@
"Об обязанности по представлению Налоговых расчетов"

Сообщается о введении штрафа за непредставление налоговым агентом указанного Налогового расчета, а также о праве налогового органа приостановить операции по банковским счетам (электронным кошелькам) налогового агента.

Обращено внимание на то, что доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ, оказания услуг на территории иностранного государства, а также от реализации товаров в адрес российских лиц, не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в Налоговом расчете. Приведены рекомендации, касающиеся оценки места выполнения работ и оказания услуг иностранной организацией.

ФНС напоминает также, что с 01.01.2024 к доходам иностранной организации от источников в РФ, облагаемым налогом и подлежащим отражению в Расчете, относятся доходы от выполнения работ и оказания услуг на территории РФ взаимозависимому лицу.

Парламентские слушания по вопросам налогообложения: необходимы пересмотр основных параметров налоговой системы и наличие возможностей увеличения доходов бюджетов для решения масштабных общенациональных задач

"Рекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года" (утв. решением Комитета по бюджету и налогам ГД ФС РФ 24.05.2024 (протокол N 199))

Основные резервы дополнительных доходов предлагается изыскивать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов, уплата которых в большей степени перекладывается на потребителя, что негативно скажется на уровне инфляции.

Ориентиром в изменении основных параметров налоговой системы должен стать не столько дополнительный объем поступлений, сколько достижение целей более справедливого распределения налоговой нагрузки.

В части рекомендаций по конкретным налогам было предложено следующее, в частности:

не повышать ставки действующей двухступенчатой шкалы НДФЛ, а ввести многоступенчатую шкалу налогообложения так, чтобы было обеспечено плавное повышение налоговой нагрузки в зависимости от получаемых доходов; предложено введение новых налоговых вычетов для многодетных семей и для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО;

расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам;

по налогу на прибыль предлагается распространение инвестиционного вычета на подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть налога, а также применение повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышение коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях;

в целях стимулирования технологического перевооружения экономики страны для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства, предложено принять меры поддержки посредством введения льготного режима налогообложения;

в качестве дополнительного источника налоговых доходов муниципалитетов предлагается предоставить органам местного самоуправления право введения на своей территории туристического налога, дополнив НК РФ соответствующей новой главой;

в качестве резерва по повышению доходов бюджетов предложено рассмотреть вопрос повышения налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки.

Разъяснены условия освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимости, полученных семьями с двумя и более несовершеннолетними детьми

<Письмо> ФНС России от 23.05.2024 N БС-4-11/5798@
"О направлении разъяснений"

Условия освобождения указанных доходов от налогообложения НДФЛ предусмотрены положениями пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ.

В числе таких условий - приобретение иного жилого помещения (доли в нем), общая площадь которого или его кадастровая стоимость превышают соответствующие показатели в проданном жилом помещении.

Сообщается, что для соблюдения требований достаточно выполнения хотя бы одного из указанных условий (т.е. достаточно превышения либо по кадастровой стоимости, либо по общей площади). При отсутствии кадастровой стоимости жилого помещения в ЕГРН сравнение производится только в части общей площади жилого помещения.

Даны разъяснения по вопросу налогообложения в 2024 году доходов физлиц в виде дивидендов от долевого участия в российской организации

<Письмо> ФНС России от 24.05.2024 N БС-4-11/5871@
<О направлении письма Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2024 N 03-04-07/47084>

В письме содержатся разъяснения, касающиеся исчисления суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с применения налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ, исходя из величины совокупности налоговых баз.

Сообщается, в частности, что при определении суммы налога налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 214 НК РФ в расчет совокупности налоговых баз не включаются налоговые базы, указанные в подпунктах 2 - 9 пункта 21 статьи 210 НК РФ.

Также отмечено, что при получении налогоплательщиком доходов в совокупной сумме, превышающей 5 млн. рублей за налоговый период, и при условии, что общая сумма налога, исчисленная налоговым органом, превышает совокупность суммы налога, в том числе исчисленной налоговым агентом, уплата соответствующей суммы налога производится налогоплательщиком на основании направленного налоговым органом налогового уведомления.

Дополнены и уточнены некоторые контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам

<Письмо> ФНС России от 28.05.2024 N ПА-4-11/5994@
"О дополнении и уточнении контрольных соотношений показателей формы расчета по страховым взносам"

В дополнение к письму от 26.02.2024 N БС-4-11/2112@ направлены контрольные соотношения 0.48, 1.240, 1.241, 1.242, 2.18 показателей формы расчета по страховым взносам, а также уточнены контрольные соотношения 0.25, 1.154.

Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ (в редакции приказа ФНС России от 29.09.2023 N ЕА-7-11/696@).

Представлена позиция ФНС по вопросу определения сроков исполнения обязательств, установленных с предлогом "до"

<Письмо> ФНС России от 29.05.2024 N Д-5-17/59@
<Об исчислении сроков представления физическими лицами - резидентами отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов>

Сообщается, что отсутствие единого толкования, а также единообразной судебной практики по данному вопросу создает правовую неопределенность.

Так, согласно НК РФ физлицо-резидент представляет отчет о движении финансовых активов по счетам (вкладам) в иностранных банках ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

По мнению ФНС, отчет должен быть представлен не позднее 1 июня включительно. Если 1 июня является нерабочим днем, предельный срок представления отчетов переносится на ближайший рабочий день.

ФНС даны разъяснения условий освобождения религиозных организаций от уплаты налога на имущество в отношении объекта незавершенного строительства

<Письмо> ФНС России от 29.05.2024 N ПА-4-21/6026@
"Об условиях предоставления налоговой льготы, предусмотренной пунктом 2 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации"

В целях применения пункта 2 статьи 381 НК РФ к имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

По мнению ФНС, указанная льгота распространяется на принадлежащие религиозным организациям объекты незавершенного строительства, в случае их использования для осуществления религиозной деятельности.