ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Уточняются жилищные права членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения и вносятся изменения в Закон о долевом строительстве

Федеральный закон от 26.12.2024 N 482-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Так, подписанным законом установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им сохраняется у бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, а также у бывших членов семьи собственника жилого помещения, право собственности на которое возникло на основании документа, подтверждающего полную выплату паевого взноса членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, при условии, что в момент полной выплаты паевого взноса эти лица были указаны в качестве членов семьи члена кооператива в соответствующем ордере, либо до указанного момента были вселены в жилое помещение в качестве членов семьи.

Сведения о членах (бывших членах) семьи собственника жилого помещения теперь будут включаться в ЕГРН.

Также в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" закреплено, что ипотека приватизированного жилья, которым пользуются члены семьи (бывшие члены семьи) собственника жилого помещения, устанавливается с оформленного в письменном виде и нотариально удостоверенного согласия таких членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения.

Кроме этого, внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которым:

договор долевого участия может предусматривать условие о соответствии результата производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки стандарту организации, зарегистрированному в Федеральном информационном фонде стандартов;

гарантийный срок на результат производства отделочных работ и элементов отделки устанавливается договором и не может составлять менее чем один год со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

при нарушении застройщиком требований к результату производства отделочных работ, работ по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки, изделий и оборудования общая сумма, подлежащая взысканию с застройщика, не может превышать три процента от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, уточняющие порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий

Федеральный закон от 26.12.2024 N 485-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В частности:

определен срок, в течение которого в связи со строительством, реконструкцией объекта должна быть установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ);

исключаются требования о необходимости установления придорожных полос в отношении дорог четвертой и пятой категорий;

уточнен порядок использования земельных участков, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, использования объектов капитального строительства в границах зоны охраны объектов культурного наследия;

уточнены особенности внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или технологических трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов).

Определено, что зоны наблюдения, зоны безопасности с особым правовым режимом, охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, прекращают свое существование после дня его вступления в силу.

Если ЗОУИТ, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не соответствуют целям установления и видам таких зон, предусмотренным Земельным кодексом РФ, либо если отсутствуют объекты, в отношении которых были установлены такие зоны, то такие зоны со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются прекратившими свое существование, а ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, установленные в границах таких зон, недействующими.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 31 декабря 2024 года.

Подписан закон о сокращении количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством

Федеральный закон от 26.12.2024 N 487-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Предусмотрено приостановление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений земельного участка, за исключением осуществления государственной регистрации сервитута в отношении такого земельного участка.

Также определено, в каких случаях строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными.

Введена обязанность юридических лиц представлять заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронном виде, за исключением отдельных случаев.

Большинство поправок вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Подписан закон об особенностях передачи в залог арендных прав на земельные участки резидентами особой экономической зоны

Федеральный закон от 28.12.2024 N 527-ФЗ
"О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации"

Арендатор, являющийся резидентом ОЭЗ или управляющей компанией, вправе передавать в залог юридическим лицам арендные права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с учетом установленных условий: при обращении взыскания (при реализации в рамках процедуры взыскания) право аренды на такой земельный участок может быть передано только резидентам или управляющей компании особой экономической зоны.

С 1 марта 2025 года вступает в силу закон о сокращении сроков в рамках процедуры торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Федеральный закон от 28.12.2024 N 538-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В частности, сокращен срок, в течение которого на официальном сайте уполномоченного органа должно размещаться извещение о проведении аукциона до даты его проведения.

Также сокращен срок подписания и представления в уполномоченный орган победителем аукциона, иным определенным Земельным кодексом лицом проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.

КС РФ уточнил порядок исчисления штрафа, взыскиваемого с исполнителя (страховщика) за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2024 N 59-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в связи с жалобой гражданина С.В. Калашникова"

Выявлен конституционно-правовой смысл абзаца первого пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Конституционным Судом отмечено, в частности, что интересы гражданина, заключившего договор личного страхования по согласованию с банком, который предоставил ему кредит, и интересы банка в том, что касается взыскания страхового возмещения со страховой компании, в известной мере совпадают. При этом право гражданина, заключившего договор личного страхования в пользу банка, можно считать нарушенным вследствие отказа страховой компании удовлетворить его требования (об исполнении в пользу банка) в добровольном порядке и, соответственно, подлежащим в таком случае защите, в том числе судебной.

С экономической точки зрения выгодоприобретателем в этих отношениях выступает не столько кредитная организация, сколько гражданин, так как он добивается взыскания денежных средств в своем интересе, но опосредованно: путем перечисления их в счет погашения кредитного договора (на счет кредитной организации). Следовательно, конечным выгодоприобретателем возмещения в таких случаях будет именно гражданин, выступающий в роли потребителя.

Буквальное истолкование оспариваемой нормы позволяет значительно уменьшить базу для начисления штрафа, в связи с чем противоречит предназначению этой нормы, препятствуя достижению справедливого баланса публичных и частных интересов. Данный штраф представляет собой одну из сверхкомпенсационных мер, которые применяются дополнительно к мерам, направленным на возмещение имущественных потерь, при этом основной его целью признается стимулирование предпринимателя в потребительских отношениях к добровольному удовлетворению требований потребителя на досудебной стадии.

Если исходить из того, что исчисление штрафа непосредственно связано с объемом исковых требований, подлежащих удовлетворению судом, то вполне очевидно проявляется прямая взаимосвязь: чем выше "стоимость" требований потребителя, тем больше должна быть ответственность за их необоснованное неисполнение в добровольном порядке. Также не должно быть никакой разницы в том, в чью именно пользу и в каком размере присуждается имущественное предоставление. Важно лишь то, что оно было истребовано потребителем и не было осуществлено в добровольном порядке.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку она не может быть основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя (страхователя), заключившего договор, составной частью которого является страхование жизни и здоровья с целью обеспечения частичного или полного погашения обязательств по кредиту при наступлении страхового случая, о взыскании в его пользу со страховщика в соответствии с судебным решением, предусматривающим удовлетворение его требования, суммы штрафа, рассчитанной в том числе с учетом страхового возмещения, которое согласно условиям договора в части личного страхования получает третье лицо - кредитная организация, если исполнитель (страховщик) не исполнил обязательство по требованию потребителя (страхователя) в добровольном порядке.

Придание оспариваемому законоположению другого значения означало бы отступление от обеспечения разумного баланса прав и обязанностей потребителя и исполнителя. Признание оспариваемого законоположения не противоречащим Конституции РФ не препятствует федеральному законодателю с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, внести изменения в правовое регулирование рассмотренных отношений.

Пленумом ВС РФ разъяснены новеллы Закона о банкротстве

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Уточняются особенности рассмотрения заявлений о банкротстве, производства по документарным обособленным спорам, обжалования судебных актов по делу о банкротстве, банкротства физических лиц и пр.

В целях единообразного применения судами положений Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ даны, в частности, следующие разъяснения:

- при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения, с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения;

- если ко дню вступления Закона N 107-ФЗ в силу в отношении должника была введена процедура наблюдения и размер включенных и заявленных к включению в реестр требований кредиторов составляет менее двух миллионов рублей, то суд прекращает производство по делу при отсутствии возражений со стороны должника;

- лица, участвующие в деле о банкротстве, считаются извещенными о вынесении определения о принятии заявления к производству на следующий день после дня размещения текста судебного акта в сети "Интернет" без дополнительного направления копии определения на бумажном носителе;

- в отличие от ранее действовавшего правового регулирования все судебные акты, предусмотренные Законом о банкротстве и не предусмотренные АПК РФ, первоначально обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции, затем в арбитражный суд округа;

- супруг (бывший супруг) должника является участником дела о банкротстве и вправе на любой стадии процесса принять участие в рассмотрении как основного дела о банкротстве, так и любого обособленного спора. Он извещается о деле о банкротстве должника посредством опубликования в ЕФРСБ сообщения о введении первой процедуры банкротства;

- при отсутствии ходатайства финансового управляющего о завершении реализации имущества гражданина срок указанной процедуры считается продленным на шесть месяцев.

Отдельные положения постановлений Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ признаны утратившими силу и не подлежащими применению в связи с принятием настоящего постановления.

Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, приведены в соответствие с действующим законодательством

Постановление Правительства РФ от 18.12.2024 N 1819
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1746"

Реализованы нормы Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 249-ФЗ. Данным законом ФСБ России включена в число органов, которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС.

Дополнены особенности управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях новых регионов, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1911
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2501"

Новые положения включены в особенности управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями, утвержденные постановлением Правительства от 29 декабря 2022 г. N 2501.

Утверждены правила заключения допсоглашения к договору безвозмездного пользования земельным участком об изменении госоргана, уполномоченного на предоставление земельного участка

Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1912
"О порядке подготовки и заключения дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования земельным участком об изменении органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельного участка"

Правила устанавливают порядок подготовки и заключения дополнительного соглашения об изменении органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельного участка, к договору безвозмездного пользования земельным участком, заключенному в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при изменении сведений в ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года. Предусмотрены условия применения утвержденных Правил в случае изменения до 1 января 2025 года в ЕГРН сведений о принадлежности земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование, к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель.

С 1 января 2025 г. устанавливаются формы заявлений об истребовании личного документа из Российской Федерации и об истребовании личного документа с территории иностранного государства

Приказ МИД России N 26686, Минюста России N 377 от 20.12.2024
"Об утверждении формы заявления об истребовании личного документа из Российской Федерации, формы заявления об истребовании личного документа с территории иностранного государства, порядка подачи таких заявлений, перечня оснований для отказа в приеме таких заявлений, перечня оснований для отказа в истребовании личного документа из Российской Федерации или личного документа с территории иностранного государства и порядка выдачи истребованного личного документа"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2024 N 80746.

Определены порядок подачи указанных заявлений, перечень оснований для отказа в их приеме, перечень оснований для отказа в истребовании личного документа из Российской Федерации или личного документа с территории иностранного государства и порядок выдачи истребованного личного документа.

Продлевается действие приказа Росреестра от 2 декабря 2021 г. N П/0564, которым утверждена форма декларации об объектах недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности

Приказ Росреестра от 26.12.2024 N П/0429/24
"О внесении изменения в пункт 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 декабря 2021 г. N П/0564"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80839.

Действие Приказа N П/0564 продлено до 2031 года.

Рассмотрен вопрос о кадастровом учете и регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства

<Письмо> Минстроя России от 28.11.2024 N 70963-ОД/08
<О градостроительной деятельности>

В частности, отмечается, что в первую очередь вопрос о квалификации объекта в качестве объекта незавершенного строительства находится в сфере ответственности кадастрового инженера, непосредственно исследующего объект при проведении кадастровых работ.

В случае, если признаки объекта не позволяют однозначно квалифицировать его, в техническом плане (в заключении кадастрового инженера) данные признаки должны быть подробно описаны.

Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

Обновлен порядок согласования перечня имущества и обязательств, передаваемых юридическому лицу, создаваемому в результате реорганизации кредитной организации, в отношении которой введены санкции

Решение Совета директоров Банка России от 20.12.2024
"Об определении порядка согласования перечня имущества и обязательств, передаваемых юридическому лицу, создаваемому в результате реорганизации кредитной организации, осуществляемой с учетом особенностей, установленных статьей 8 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 292-ФЗ"

Речь идет о реорганизации кредитной организации в форме выделения из ее состава юридического лица, осуществляемой с учетом установленных статьей 8 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 292-ФЗ особенностей.

Настоящее Решение применяется со дня его опубликования на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" и до 31 декабря 2026 года включительно.

Со дня его опубликования отменяется аналогичное Решение Совета директоров Банка России от 26 декабря 2023 года.