ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Установлены дополнительные особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2024 году

Федеральный закон от 30.09.2024 N 336-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году", признании утратившей силу части 7 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Определено, в частности, что в 2024 году иные межбюджетные трансферты могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ, в том числе на софинансирование их расходных обязательств на оказание медицинской или протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, в период ее проведения.

Государственное (муниципальное) задание на 2024 год в отношении государственных (муниципальных) учреждений не будет признаваться невыполненным в случае недостижения установленных показателей в связи с приостановлением (ограничением) деятельности указанных учреждений, из-за введения на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, до 1 января 2025 года приостанавливается действие отдельных положений законодательных актов РФ, устанавливающих порядок и сроки индексации окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц.

До 1 января 2031 года допускается возможность установления в отношении отдельных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ в целях реализации их проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также в целях реализации государственных программ "Комплексное развитие сельских территорий" и "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".

В Госдуму направлен проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы

Проект Федерального закона N 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год определены исходя из предполагаемого уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента. В 2025 году прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит 40,3 трлн рублей, общий объем расходов - 41,5 трлн рублей. В плановом периоде ожидается снижение уровня инфляции до 4,0 процента и сохранение дефицита бюджета.

Согласно прогнозным показателям в течение ближайших трех лет ожидается значительное увеличение поступлений в доходную часть бюджета, что позволит обеспечить поставленные приоритетные задачи по восстановлению экономики и выполнение всех социальных обязательств.

Так, на 2025 - 2027 годы в сфере социального обеспечения населения предусматривается, в частности, следующее:

в 2025 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в сумме 383 979,3 рубля;

с 1 января 2025 года размер индексации отдельных социальных выплат и пособий (в т.ч. на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, пособий детям погибших военнослужащих и т.д.) в размере 1,045;

на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предусмотрено свыше 4 трлн рублей; на предоставление материнского (семейного) капитала - свыше 1,7 трлн рублей; на поддержку демографических программ, направленных на повышение рождаемости, - около 37,5 млрд рублей.

Предложен бюджет СФР на 2025 - 2027 годы

Проект Федерального закона N 727321-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

Бюджет Фонда на 2025 год прогнозируется дефицитным, в 2026 - 2027 годах бюджет планируется профицитным.

Согласно пояснительной записке, бюджет Фонда сформирован с учетом следующих особенностей: в 2025 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней осуществляется с 1 января на индекс потребительских цен (ИПЦ) за прошедший год. При этом в 2026 - 2027 годах индексация страховых пенсий может осуществляться два раза в год: с 1 февраля - страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней на ИПЦ за прошедший год и с 1 апреля - страховой пенсии по темпу роста доходов фонда.

Предложены особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2025 году

Проект Федерального закона N 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом, в частности:

продлевается приостановка отдельных положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничения в бюджетном процессе;

устанавливается, что иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетам субъектов РФ в случае софинансирования их расходных обязательств, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями в период проведения специальной военной операции;

предусматривается, что государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания в связи с приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ;

в целях недопущения нарушения сроков реализации и снижения качества реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, предлагается установление мер ответственности в виде повышения процентной ставки вдвое;

предусматривается с 1 января 2025 года изменение норматива распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ;

предусматривается продление на 2025 год переходного периода в части индексации страховых пенсий с 1 января текущего года на индекс роста потребительских цен. Также устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2025 года;

предусматривается приостановление норм, регламентирующих установление прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, установление прожиточного минимума в целом по РФ, начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом инфляции прошлого года;

предусматривается при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов.

Скорректирован порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ в ВЭБ.РФ на реализацию проектов развития монопрофильных муниципальных образований

Постановление Правительства РФ от 24.09.2024 N 1289
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2517"

Изменениями, в частности:

- из направлений расходования средств субсидии исключены строительство и (или) реконструкция объектов социальной инфраструктуры в моногородах, а также мероприятия по ликвидации Фонда развития моногородов;

- действие Правил распространено на моногорода, включенные в перечень, утверждаемый Правительством, и утратившие такой статус в связи с их преобразованием в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- исключена необходимость одобрения комитетом по городской экономике и строительству при наблюдательном совете ВЭБ.РФ инвестиционных проектов и (или) проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах в случае, если сумма затрат (расходов) ВЭБ.РФ по таким проектам не превышает 250 млн рублей.

Внесены изменения в порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Постановление Правительства РФ от 03.10.2024 N 1331
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363"

В частности, уточнены критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий, скорректирован порядок расчета размера предоставляемой субсидии.

Установлены порядок и условия предоставления в 2024 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам Белгородской и Курской областей в целях финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором таким лицам выдан полис ОМС

Постановление Правительства РФ от 04.10.2024 N 1339
"Об утверждении Правил предоставления в 2024 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области в целях дополнительного финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2024 году"

Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на единые счета бюджетов, открытые территориальным фондам в территориальных органах Федерального казначейства.

Результатом предоставления иного межбюджетного трансферта является отсутствие в 2024 году у территориального фонда просроченной кредиторской задолженности перед территориальными фондами субъектов РФ и г. Байконура по расчетам за медицинскую помощь, оказанную в 2024 году застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором таким лицам выдан полис обязательного медицинского страхования.

Банк России больше не будет направлять в адрес финансовой организации уведомление об исключении сведений о ней из реестра финансового уполномоченного

Указание Банка России от 17.06.2024 N 6755-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 21 января 2019 года N 5064-У"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2024 N 79503.

Соответствующее положение Указания Банка России от 21 января 2019 года N 5064-У "О порядке исключения финансовой организации из реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг" признано утратившим силу.

Также уточнены иные положения Указания N 5064-У.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета

Приказ Минфина России от 30.09.2024 N 142н
"О внесении изменений в Приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления"

Установлено, что в случае размещения получателями средств федерального бюджета информации о финансовых и нефинансовых активах, об обязательствах, а также об операциях, их изменяющих, и о полученных финансовых результатах по состоянию на отчетную дату в системе "Электронный бюджет" раскрытие информации об активах и обязательствах, предусмотренной соответствующими дополнительными формами бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, обеспечивается средствами системы "Электронный бюджет" на основе размещенных в них данных.

Также уточнен порядок заполнения отдельных показателей.

Настоящий Приказ применяется при составлении бюджетной отчетности, начиная с бюджетной отчетности 2024 года, за исключением отдельных изменений, применяемых с бюджетной отчетности за 2025 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Казначейством России предложены меры по оптимизации процесса возврата госпошлины

<Письмо> Казначейства России от 26.06.2024 N 07-04-04/05-17451
"О размещении информации"

В целях ускорения получения заявителем государственной пошлины судам рекомендуется:

дополнительно в справке суда, являющейся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, указывать информацию следующего содержания: "Для представления в налоговый орган";

разместить на официальных сайтах и информационных стендах судов информацию следующего содержания: "Заявление на возврат государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами по делам, рассматриваемым в судах, подается в соответствующий налоговый орган по месту нахождения суда, либо в налоговый орган по месту учета плательщика".

Определен порядок действий администраторов доходов бюджетов по признанию безнадежной к взысканию и списании задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий

<Письмо> Минфина России от 03.10.2024 N 23-01-12/95654
"О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий"

Администраторам доходов бюджетов необходимо, в частности:

провести мероприятия по выявлению (актуализации) данных об объеме имеющейся дебиторской задолженности посредством проведения инвентаризации расчетов с должниками. В рамках инвентаризации необходимо оформить с должниками акты сверки расчетов на дату проведения инвентаризации;

обеспечить подписание не позднее 31 декабря 2024 г. комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной администратором доходов бюджета на постоянной основе, решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в форме Акта о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (форма по ОКУД 0510436) (далее - Акт);

на основании Акта обеспечить отражение в бюджетном учете операций по выбытию дебиторской задолженности с отражением информации об изменении объема дебиторской задолженности в составе годовой бюджетной отчетности за 2024 год;

обеспечить оперативное предоставление информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в ГИС о государственных и муниципальных платежах;

обеспечить оперативное направление информации о принятых решениях о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в территориальный орган ФССП России в целях обеспечения отмены соответствующих исполнительных документов о взыскании задолженности, а также прекращения возбужденных на их основании исполнительных производств.

На основании полученной от администратора доходов бюджета информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности должникам - органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям необходимо обеспечить списание соответствующей кредиторской задолженности перед бюджетом с оформлением решения о списании задолженности, невостребованной кредиторами со счета (форма по ОКУД 0510437). При этом, в случае получения должником информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в январе 2025 года, операции по списанию кредиторской задолженности перед бюджетом отражаются как события после отчетной даты последним днем отчетного финансового года (31 декабря 2024 года).

Кроме того, до 10 декабря 2024 г. предлагается представить в Минфин России информацию об объеме признанной безнадежной к взысканию и списанной задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий по административным штрафам и по исполнительскому сбору, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года и числящейся в бюджетном учете по состоянию на 1 декабря 2024 года.