Решение Верховного Суда РФ от 24.08.2011 N ГКПИ11-761 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" о признании недействующим пункта 6 перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370 (далее - Перечень),
в соответствии с пунктом 6 Перечня к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" (сокращенное наименование ООО "Торговые ряды") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6 Перечня.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права заявителя. ООО "Торговые ряды" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка. К заявлению был приложен необходимый комплект документов, в том числе кадастровая выписка о земельном участке, но ему было отказано в приеме документов, поскольку не был представлен кадастровый паспорт, содержащий раздел В.3, в котором указаны сведения о частях земельного участка, занятых объектами недвижимости.
В суде представитель ООО "Торговые ряды" С.А.Н. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации С.А.В., К.С., О., С.А.С., Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав юридических лиц и граждан на приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В настоящее время компетенция Минэкономразвития России определена Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.
Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая организационно-правовой порядок обращения юридических лиц и граждан по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, в пункте 5 статьи 36 предусматривает, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования земельных отношений, Минэкономразвития России Приказом от 30 октября 2007 г. N 370 утвердило перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 г., регистрационный номер 10555 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 50, 10 декабря 2007 г., "Российской газете" от 15 декабря 2007 г.
Доводы ООО "Торговые ряды" о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, абзац десятый пункта 1 статьи 17 данного Федерального закона предусматривал обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, наличие кадастрового плана земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", абзац десятый пункта 1 статьи 17 утратил силу с 1 марта 2010 г.
Однако данное изменение в законодательстве, регулирующем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не свидетельствует о том, что оспариваемые положения Перечня противоречат федеральному законодательству.
Из содержания статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как указывалось выше, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, в каком виде предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Одним из таких документов является кадастровый паспорт объекта недвижимости, который выдается на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (статья 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" о признании недействующим пункта 6 перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей