<Письмо> Минфина РФ от 08.09.2011 N 15-05-08/3 <По вопросу распределения доходов от экспорта нефти и газа>
Департамент долгосрочного финансового планирования рассмотрел письмо по вопросу распределения доходов от экспорта нефти и газа и сообщает следующее.
В соответствии с главой 13.2 "Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (статья 96.6).
В соответствии со статьей 96.8 Кодекса определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. При этом величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. При этом в соответствии со статьей 96.9 нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния (статья 96.10), который сформирован в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с указанным Законом в этот период действие порядка проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона до 1 января 2014 года объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), используемые для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации. При этом доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
В связи с этим необходимо отметить, что с 2004 года в России использовались различные механизмы обособленного управления нефтегазовыми доходами, полученными в результате высокого уровня цен на нефть и газ - сначала через Стабилизационный фонд, затем через сменившие его Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Финансовый кризис показал, что проводившаяся в России политика сбережения нефтегазовых доходов, с учетом благоприятной конъюнктуры цен, полностью себя оправдала. В период кризиса действие бюджетных правил, регламентирующих ограниченное использование нефтегазовых доходов в России, было приостановлено, накопленные резервы использовались на финансирование бюджета по мере необходимости.
В настоящее время прорабатывается вопрос в отношении внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, определяющих порядок использования нефтегазовых доходов с 2012 года.
Заместитель директора Департамента
В.И.БОЙЦОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей